АСВ: страховые компании и НПФ

Содержание

46 НПФ вошли в систему гарантирования прав застрахованных лиц в системе ОПС

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

01 июля 2016 14:05

В систему гарантирования прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию вошло 46 негосударственных пенсионных фондов, в которых сформировано 1 989,73 млрд рублей пенсионных накоплений 29,01 млн застрахованных лиц, заключивших договоры об обязательном пенсионном страховании с указанными фондами. Напомним, по состоянию на 1 января 2014 года (на дату вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений») в сегменте обязательного пенсионного страхования работало 89 НПФ.

Система гарантирования прав застрахованных лиц действует в России с 1 января 2015 года. Негосударственные пенсионные фонды, принявшие решение об участии в системе гарантирования, до 31 декабря 2015 года имели право представить в Банк России ходатайство о вынесении заключения об их соответствии требованиям к участию в системе гарантирования.

Система гарантирования создана в целях обеспечения прав и законных интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации и установления ответственности всех участников рынка обязательного пенсионного страхования за сохранность средств пенсионных накоплений. Для этого в Агентстве по страхованию вкладов создан фонд гарантирования пенсионных накоплений, куда все пенсионные фонды – участники системы гарантирования, отчисляют ежегодные взносы. Из этих средств при наступлении гарантийного случая (аннулирования лицензии НПФ или недостаточности средств у страховщика на день, с которого застрахованному лицу устанавливается выплата за счет средств пенсионных накоплений и др.) Агентство по страхованию вкладов возмещает недостаток средств пенсионных накоплений. Кроме того, в системе гарантирования предусмотрено формирование резерва по обязательному пенсионному страхованию фондом – участником, для восполнения недостаточности средств пенсионных накоплений застрахованному лицу при наступлении гарантийных случаев, предусмотренных Федеральным законом № 422-ФЗ.

По состоянию на 1 июля 2016 года Банк России завершил рассмотрение поданных в установленный законом срок до 31 декабря 2015 года ходатайств негосударственных пенсионных фондов о вынесении заключения о соответствии требованиям к участию в системе гарантирования. Таким образом, можно сделать вывод о завершении формирования списка фондов – участников системы гарантирования. Негосударственные пенсионные фонды, не вошедшие в систему гарантирования, лицензия которых аннулирована или в отношении которых введен запрет на деятельность по ОПС, обязаны передать пенсионные накопления застрахованных лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации и прекратить деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Страховщиком этих застрахованных лиц становится ПФР, а пенсионные накопления передаются для инвестирования в расширенный портфель инвестиционных бумаг государственной управляющей компании Внешэкономбанк.

В случае недостаточности средств пенсионных накоплений, передаваемых в ПФР из НПФ, не вошедших в систему гарантирования, Банк России возмещает Пенсионному фонду Российской Федерации недостающие средства до гарантируемой величины средств пенсионных накоплений (номинал страховых взносов).

Страховщиком застрахованных лиц по ОПС может быть Пенсионный фонд России или негосударственный пенсионный фонд, входящий в систему гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. ПФР инвестирует пенсионные накопления через государственную управляющую компанию Внешэкономбанк и частные управляющие компании.

Гражданин, формирующий пенсионные накопления в Пенсионном фонде России, может выбрать одну из управляющих компаний для инвестирования пенсионных накоплений. Смена страховщика происходит только при переходе из одного НПФ в другой, а также при переходе между Пенсионным фондом России и НПФ. При переводе пенсионных накоплений из государственной управляющей компании в частную, а также при выборе другой УК смены страховщика не происходит – им остается Пенсионный фонд России. Пользоваться правом на смену страховщика можно ежегодно. Сменить страховщика можно в следующем году (досрочный переход) или через 5 лет путем подачи заявления о переходе. Смена страховщика чаще одного раза в 5 лет может повлечь потерю инвестиционного дохода, а в случае отрицательного результата инвестирования – уменьшение средств пенсионных накоплений на сумму инвестиционного убытка (исключение составляют застрахованные лица, подавшие заявление о досрочном переходе в год пятилетней фиксации средств пенсионных накоплений текущим страховщиком).

Однако из 1,007 млн заявлений о смене страховщика, поданных в 2016 году по состоянию на 1 июня, 98% – это заявления о досрочном переходе, из которых почти 470 тыс. – о переходе из одного НПФ в другой, более 505 тыс. – о переходе из ПФР в НПФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации обращает внимание на особенности расчета средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче текущим страховщиком новому страховщику по заявлениям о досрочном переходе, поданным застрахованными лицами в 2016 году:

С какого года

Вы формируете

пенсионные накопления

у текущего страховщика?

Потери средств пенсионных накоплений гражданина

при досрочном переходе

(при подаче заявления о досрочном переходе в 2016 году)

Положительный результат

инвестирования

Отрицательный результат

инвестирования

С 2011 года и ранее

Потеря инвестиционного дохода

Потеря пенсионных накоплений на сумму убытка от инвестирования за 2016 год

C 2012 года

В период с 2013 по 2015 год

Потеря инвестиционного дохода

за 2015–2016 годы

Потеря пенсионных накоплений на сумму убытка от инвестирования за

АСВ — суть деятельности, гарантии для НПФ и перечень страховых случаев

Размещая свои пенсионные накопления в том или ином фонде, вкладчик или участник не в последнюю очередь беспокоится об их сохранности. Это вполне объяснимо, поскольку от этого зависит будущий доход человека при окончании трудовой деятельности, уровень его финансового благосостояния и благополучия. В статье рассмотрим инструменты гарантирования сохранности отчислений на будущую пенсию, механизмы их реализации, а также законодательное регулирование данного вопроса.

Какие системы обеспечивают госгарантию выплат по пенсионным накоплениям

Одной из важных задач государственного регулирования деятельности фондов, управляющих пенсионными отчислениями российских граждан, является гарантирование получения положенных по закону выплат.

В целях реализации данного принципа законодатель предусмотрел различные механизмы, в числе которых:

  1. Создание фондов гарантирования путем участия в них нескольких НПФ, деятельность которых регламентируется внутренними правилами таких фондов с опорой на действующее пенсионное законодательство.
  2. Вступление НПФ в общество взаимного страхования, представляющее собой потребительский кооператив, целью которого является взаимное страхование имущественных интересов участников.
  3. Заключение фондом договора добровольного страхования, целью которых является предоставление дополнительных государственных гарантий участникам и вкладчикам по сохранности их денежных накоплений.
  4. Страхование имущественной ответственности подобных организаций в Агентстве по страхованию вкладов, выступающего (а в его лице и непосредственно государство) гарантом получения гражданами положенных им по законодательству пенсионных выплат при наступлении соответствующих условий.

Обязательства НПФ по страхованию вкладов

Инструменты защиты накоплений граждан, применяемые фондами в добровольном порядке, закреплены в законодательстве, регулирующих деятельность таких организаций. Но существует самостоятельный закон «О гарантировании прав застрахованных лиц…» от 28.12.2013 № 422-ФЗ предписывающий НПФ страховать свою имущественную ответственность перед участниками.

В этой связи обязанностью фонда является уплата соответствующих взносов, из которых по принципу накопления формируется фонд гарантирования страховых пенсионных накоплений. Их размер зависит от того сколько средств находится в управлении фонда в рамках обязательного пенсионного страхования, а также ряда других критериев, установленных ст. 15 закона 422-ФЗ.

Читайте также:  Фонды без комиссий

Фактически фонд автоматически становится страхователем своей ответственности перед участниками с момента начала осуществления своей деятельности.

Процедура постановки на учет фонда в качестве страхователей выглядит следующим образом:

  1. Принятие Центробанком решения о соответствии НПФ установленным требованиям для страховщиков в данной системе.
  2. Направление Банком России уведомления в АСВ.
  3. Постановка фонда на учет в качестве страховщика Агентством и включение его в реестр.

Что такое АСВ

Рассматриваемую аббревиатуру имеет Агентство по страхованию пенсионных накоплений, первоначально созданное в целях гарантии сохранности вкладов граждан на счетах в кредитных организациях.

Данное агентство создано в форме государственной корпорации и служит гарантом не только сохранения денежных средств граждан в той или иной сфере, но и стабильности на финансовом рынке в целом. Для выполнения этих задач Агентство и было включено в систему правоотношений между гражданами и НПФ в качестве участника.

По общему правилу, все полученные в рамках программы формирования гарантийного фонда средства АСВ вправе использовать только на 2 цели:

  1. Собственно выплата гарантийного возмещения.
  2. Финансирование аппарата страхования отчислений.

К деятельности АСВ в области пенсионного страхования, принципам его работы, используемых финансовых инструментах, процедуре возмещения гражданам их средств применяются нормы закона «О страховании вкладов…».

Какие гарантии получает НПФ при вступлении в АСВ

Прямой выгоды для негосударственного фонда от участия в системе страхования не прослеживается. Напротив, обязанность уплачивать взносы в АСВ создает дополнительную финансовую нагрузку на компанию и влечет дополнительные расходы.

Вместе с тем, законодательно закреплен случай, когда за счет фонда, формируемого АСВ, будут защищены финансовые интересы НПФ. Так, АСВ будет нести расходы вместо фонда в том случае, если на индивидуальном пенсионном счете гражданина недостаточно средств для выплаты ему полагающихся средств при наступлении определенного законом страхового случая.

Сумма, превышающая имеющиеся на индивидуальном счете средства, должна быть привлечена из гарантийного фонда, находящегося под управлением АСВ.

Кроме того, при такой системе граждане могут быть уверены в том, что они в любом случае не потеряют свои деньги, а получат все причитающиеся им выплаты. Таким образом, НПФ получают дополнительные средства в управление от тех граждан, которые при отсутствии системы страхования не решились бы передавать средства для управления в частные руки.

Страховые случаи для АСВ

Законом определен перечень случаев, когда Агентством по страхованию вкладов выплачиваются средства застрахованным гражданам. Лишь при их наступлении закон позволяет расходовать накопленные в гарантийном фонде денежные средства. Одним из таких является указанный выше случай при нормальном функционировании самого НПФ, другие же связаны с прекращением по той или иной причине деятельности фонда.

Поможет ли АСВ, если у НПФ отобрали лицензию и он ликвидирован

Агентство по страхованию вкладов не случайно на законодательном уровне определено в качестве ликвидатора негосударственного пенсионного фонда.

Связано это, в частности, с тем, что страховыми случаем возмещения агентством средств граждан являются:

  • отзыв лицензии у управляющей организации на осуществление деятельности в области обязательного страхования пенсионных накоплений;
  • признание такого фонда финансово несостоятельным и открытие конкурсного производства в отношении банкрота.

Риски потери пенсионных накоплений при условии участия фонда в системе их страхования отсутствуют. Гражданин может спокойно вкладывать свои средства в тот или иной НПФ с уверенностью, что он при любом исходе получит свои средства назад в виде полагающихся ему по закону выплат.

Список аккредитованных НПФ

На официальном сайте Агентства по страхованию вкладов в открытом доступе представлен реестр фондов-участников системы страхования, а также приведен перечень тех, кто кто прошел процедуру ликвидации.

В реестре участников можно найти все самые крупные и известные НПФ в нашей стране, что еще раз доказывает безопасность передачи накоплений под их управление.

К числу таких фондов, в частности, относятся:

  • ГАЗФОНД пенсионные накопления;
  • НПФ Сбербанка;
  • «Открытие»;
  • ВТБ Пенсионный фонд;
  • «Сургутнефтегаз»;
  • «НЕФТЕГАРАНТ»;
  • «Транснефть»;
  • «Ростех»;
  • «Телеком-Союз»;
  • «Атомфонд».

При выборе управляющей компании стоит ознакомиться с перечнем участников системы страхования, чтобы быть уверенным в сохранности доверенных ей денежных средств.

Итак, значимым и обязательным, с точки зрения законодательства, инструментом гарантирования сохранности средств участников системы обязательного пенсионного страхования при формировании накопительной пенсии является ее страхование. Основным участником этой системы, помимо самих граждан и фондов выступает государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

Полезное видео

Подробнее о принципах работы и том,что же страхует АСВ смотрите в видео:

АСВ. Страховые компании и НПФ

Окончание. Первые две части здесь:

В третьей, заключительной части статьи о государственном Агентстве по страхованию вкладов рассмотрим размер капитала АСВ и структуру корпорации, а также ее роль в гарантировании пенсий, ликвидации НПФ и страховых компаний. Также проясним роль Агентства страхования вкладов в санации банков после создания Центробанком Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС).

Капитал фонда страхования вкладов (ФОСВ)

При происхождении страхового случая (ликвидации банка) выплаты вкладчикам АСВ осуществляются за счет средств фонда обязательного страхования вкладов (ФОСВ). Источники денежных поступлений в ФОСВ:

  • страховые взносы кредитных организаций, привлекающих вклады физлиц и соответственно участвующих в системе страхования вкладов (ССВ)
  • прибыль от инвестирования средств ФОСВ
  • другие источники (например, займы у ЦБ)

До 2012 года включительно активы фонда росли почти по прямой линии — но в 2013 начали усиленно таять в связи с увеличением числа страховых случаев и соответствующим уменьшением количества плательщиков страховых взносов АСВ. Однако основные проблемы начались в 2014 году после кризиса на Украине и санкций. Через несколько месяцев случилась девальвация рубля, которая привела к резкому увеличению долговой нагрузки банков в иностранной валюте при невозможности взять новые иностранные кредиты.

Поэтому в настоящий момент главным источником данных является статистика самого сайта АСВ. Годовые отчеты с указанной капитализацией фонда можно найти по ссылке: https://www.asv.org.ru/agency/#annual . Согласно текущим данным, можно построить следующий график:

Год20042005200620072008200920102011201220132014201520162017
Млрд. р.4,616,636,161,674,992,3122,7151,1202,514068,937,50,2544,4

К 31 декабря 2020 года согласно отчету на официальном сайте АСВ, остаток ФОСВ увеличился по сравнению с предыдущим аналогичным периодом более, чем на 44 млрд руб. Но к этой же дате Агентство по страхованию вкладов взяло у ЦБ РФ в общей сложности 821 млрд в качестве необеспеченного кредита, заручившись возможностью в будущем взять в долг дополнительные суммы до общего размера в 1,03 трлн руб.

Эти средства расходовались на выплаты гарантированных по закону компенсаций вкладчикам «зачищенных» банков — в связи с нехваткой денег ФОСВ из вышеуказанных источников — и на проведение санации ряда кредитных организаций. Кроме того, большие средства нужны для страхования пенсионных накоплений, о чем будет сказано ниже.

Как отмечается в недавнем отчете Счетной палаты, фонду страхования вкладов грозит полное исчерпание до 2025 года, так как АСВ не сможет погасить кредиты Центробанка, даже если поступления в ФОСВ превысят размеры компенсаций вкладчикам лишенных лицензий банков через Агентство по страхованию вкладов на прогнозируемые ведомством 820,1 млрд руб.

При этом большинство аналитиков полагает, что повторения банковского кризиса 1998 года в России не случится, но если докапитализация АСВ будет осуществлена Центробанком путем денежной эмиссии, как минимум на год стране грозит рост фактической инфляции около 20%.

Структура и управление АСВ

Функции высшего органа управления корпорации Агентство по страхованию вкладов выполняет совет директоров, куда согласно уставным документам госструктуры входят:

• семь представителей российского правительства

• пять представителей ЦБ РФ

• генеральный директор АСВ

Пост председателя совета директоров занимает первый вице-премьер — глава финведомства Антон Силуанов. Генеральным директором с 2013 года работает Юрий Исаев, бывший зампред комитета Госдумы РФ по финансовому рынку. Структура АСВ включает:

Читайте также:  Что такое хедж фонды?

• правление агентства

• департаменты и управления

• службу внутреннего аудита

• представительства АСВ в федеральных округах

В числе подразделений агентства — департаменты организации страхования вкладов, реструктуризации банков, ликвидации кредитных организаций, инвестирования фонда страхования вкладов, управления активами.

Страхование пенсионных накоплений

Не все знают, что согласно закону №422-ФЗ, принятому 28 декабря 2013, на АСВ сегодня возложены функции гаранта (страховщика) пенсионных накоплений, обязанного возмещать потери застрахованных лиц при ликвидации негосударственных пенсионных фондов.

Важно : В системе страхования участвуют не все фонды. Список НПФ, участвующих в данной системе, опубликован в разделе «Гарантирование пенсий» на https://www.asv.org.ru/pension/list_npf/ . За остальные, в том числе исключенные из списка, должен расплачиваться ЦБ.

Гарантийными случаями, при которых застрахованному лицу полагается страховая сумма Агентства страхования вкладов, являются:

1) аннулирование (отзыв) лицензии фонда-участника

2) недостаток номиналов взносов на дату установления гражданину пенсии (пенсионной выплаты)

В первом случае размер компенсации равен 100% номиналов взносов на накопительную часть пенсии. Во втором — разнице между 100% номиналов и фактической суммой пенсионных накоплений. Возмещение перечисляется в ПФР, где отражается на индивидуальном счете каждого получившего средства застрахованного лица.

Инвестиционный доход АСВ не гарантируется, а только вносится в реестр требований кредиторов и передается в ПФР по мере реализации активов фонда-участника.

При этом в сфере НПФ наблюдаются глобальные проблемы: более трех десятков фондов проходят процедуру ликвидации, причем некоторые случаи длятся уже несколько лет. Увидеть их можно по ссылке: https://www.asv.org.ru/liquidation-npf/ , где в числе завершенных процедур пока что числится ноль. Следовательно, с вкладчиками данных фондов государство не рассчиталось — общий долг за сегодня составляет около 100 млрд. рублей при числе пострадавших около 2.2 млн. человек.

Самое крупное банкротство отмечено в семействе фондов группы Мотылева в 2015 году с общим убытком для вкладчиков 39 млрд. рублей взносов + 10 млрд. недополученного инвестиционного дохода. Поскольку фонды Могилева не входили в систему страхования АСВ, то деньги для возмещения взносов поступили от ЦБ.

Есть все основания полагать, что все пассажиры пенсионной системы России находятся на «Титанике», и шлюпок хватит только для части людей. Санация крупнейших банков из ТОП-10 в 2020 году лишний раз показала, что регулятор в лице ЦБ не в состоянии контролировать даже важнейшие внутренние денежные потоки — и собственники самых крупных НПФ могут, к примеру, пускать поступающие суммы на поддержку своего стороннего бизнеса. Более «мягкий» вариант — вложения в неликвидные активы, в результате чего вкладчики вынуждены требовать свои деньги в судебном порядке. Актуальное увеличение пенсионного возраста — это фактически попытка отодвинуть проблему вдаль, выплачивая пенсии меньшему числу граждан.

Ликвидация страховых компаний

С 21 декабря 2016 на Агентство по страхованию вкладов возложены также официальные обязанности и права конкурсного управляющего при объявлении банкротства страховой компании.

Конкурсное производство стартует с признанием страховщика банкротом решением арбитражного суда и длится не менее года, но может быть продлено по ходатайству лица, фигурирующего в деле о банкротстве.

В настоящее время АСВ занимается делами о банкротстве 13 страховых организаций. Страхователи-физлица, являющиеся их кредиторами, должны предъявлять требования непосредственно агентству. Для этого нужно:

1. написать заявление с обоснованием требования и суммой компенсации

2. приложить подтверждающие документы в оригиналах либо (рекомендуется) в виде заверенных копий

3. указать свои паспортные данные, адрес проживания, телефонный номер и банковские реквизиты

4. выслать пакет документов в АСВ заказным письмом с описью вложения либо предъявить при личном посещении офиса агентства

Важно : необходимо успеть выполнить эти действия в течение 2 месяцев с даты официального опубликования новости об открытии конкурсного производства в отношении страховой компании, признанной банкротом.

Чтобы узнать результат по заявлению, можно за собственный счет заказать у конкурсного управляющего выписку из официально ведущегося реестра требований кредиторов, где указан общий размер их требований и очередность удовлетворения.

АСВ и санация банков при ФКБС

После создания Центробанком РФ для оздоровления кредитных организаций специального Фонда консолидации банковского сектора АСВ продолжает участвовать в санировании ряда банков с привлечением инвесторов. По сведениям на 1 июня 2020 таких банков насчитывается 22, в том числе:

Банк УРАЛСИБ;

БМ-Банк (часть бывшего Банка Москвы);

МосОблБанк;

БИНБАНК кредитные карты;

«Российский капитал».

Часть обязательств и имущества четырех банков — АКБ «Электроника», АКБ «МЗБ», банка «Московский Капитал» и «Мой банк. Ипотека» — были переданы в финансово устойчивые кредитные организации.

Планируемые нововведения

Критика людей, потерявших в последние годы в банках огромные суммы, породила разговоры о введении «социально острых» исключений, когда некоторым вкладчикам может быть гарантировано страхование в пределах 10 млн. рублей . Формулировки пока расплывчаты, но подразумевают учет жизненной ситуации вкладчика — например, имеющим многодетную семью, инвалидам и пр. Если удастся документально доказать, что деньги копились на квартиру при стесненных обстоятельствах, то это теоретически тоже может стать поводом для увеличенной выплаты.

Вместе с тем непонятно, будет ли такая страховка (если вообще будет) бессрочной, или будет действовать лишь в течение определенного времени с момента вклада. Логика последнего решения в том, что человек может получить наследство и «припарковать» его в банке на срок увеличенной компенсации, раздумывая, что сделать с деньгами дальше. Сейчас основным вариантом большинства в таком случае будет Сбербанк, тогда как подобный закон позволит рассчитывать на лишних пару процентов доходности в более «щедрых» банках.

Острую реакцию вызвали у людей и иски от АСВ. Как уже говорилось, эти иски были поданы к вкладчикам, которые незадолго до банкротства банковской организации вывели из нее свои средства. Т.е. они подозревались в пользовании «инсайдом» — и если иск указывался удачным, то по нему вкладчики были обязаны вернуть деньги уже обанкротившемуся банку, дожидаясь затем своей компенсации в рамках 1.4 млн. рублей. Для снижения недовольства предполагается увеличить порог средств, по которому не будут оспариваться выплаты, до 10 млн. рублей.

Наконец, предполагается страховать вклады не только физических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и юридических лиц (в том числе малые предприятия). Собственно, сам проект был внесен в государственную думу еще около года назад, но решения по нему еще нет. Причина на мой взгляд проста: все описанное выше предполагает дополнительную нагрузку на АСВ, который и так является заемщиком. Но если закон и будет принят, то на сумму не более 1.4 млн. рублей, что для крупных юрлиц может быть каплей в море.

Выводы

Сформировавшись в удачное время роста нефти и внешнеполитического спокойствия, АСВ за 10 лет к 2013 году сумело накопить определенный капитал — который, однако, был полностью растрачен за последующие неполные 4 года. При этом все средства ушли только на выплату страховок по банковскому сектору — за НПФ в прошлом рассчитывался Центробанк.

Совокупный капитал банковского и пенсионного сектора различается, но не очень сильно: примерно 9.5 трлн. рублей против 1.7, поэтому проблемы в случае необходимости покрытия убытков в пенсионном секторе будут схожими с банковскими. Власть вряд ли пойдет на упразднение АСВ, однако отсутствие наличности может побудить включить печатный станок, что вызовет рост инфляции. Так или иначе — ни российские банки, ни НПФ, ни наличность в рублях не выглядят хорошим вариантом для хранения денег в долгосрочной перспективе.

Обеспечение сохранности денег в НПФ благодаря АСВ

Агентство по страхованию вкладов позволяет обезопасить вклады граждан и контролировать деятельность НПФ.

Агентство по страхованию вкладов (АСВ)

Агентство создано государством в 2004 году и служащий для обеспечения защиты вкладчиков путем страхования их денежных сбережений. У данной структуры есть несколько основополагающих функций, вокруг которых строится вся деятельность АСВ:

  1. Контроль одноименного фонда, посредством сбора для его развития денежных средств.
  2. Возмещение гарантированной суммы денежных средств, размер и порядок выплаты которой определяются законом.
  3. Приумножение денежных средств фонда, реализуемое за счет их вложения в различные, одобренные государством, сферы деятельности.
  4. Контроль над всеми участниками, которые обеспечивают деятельность фонда, и расформирование тех или иных фондов, входящих в его структуру.
Читайте также:  Стабфонд Норвегии: чем интересен норвежский резервный фонд

Обязательства НПФ по страхованию вкладов

Каждый НПФ, для того чтобы обеспечить платежеспособность, в случае возникновения необходимости выплаты денежных вкладов, обязан сформировать пенсионный резерв. Это позволяет осуществлять выполнение обязательств перед застрахованными лицами. Формирование таких резервов происходит за счет следующих источников:

  • взносы, осуществляемые вкладчиками;
  • доходы НПФ, которые получают за счет инвестирования;
  • за счет иных целевых денежных поступлений.

Кроме того, стоит иметь ввиду, что система по страхованию вкладов имеет два уровня защиты и состоит из:

  • денежных средств, формирующих резервы по страхованию пенсии и составляемые каждым НПФ отдельно;
  • создание отдельного фонда, который управляется непосредственно АСВ.

Если вкладчик желает узнать, застрахован его НПФ или нет, ему достаточно зайти на официальный сайт АСВ, на котором размещена информация обо всех НПФ, которые прошли процедуру страхования. Также данная информация может быть размещена и на других официальных государственных сайтах в интернете.

Фонд, отвечающий за гарантирование пенсионных накоплений

Вся его деятельность, а также стратегия управления его денежными активами, находится под контролем АСВ и направлена, в первую очередь, на обеспечение гарантий, связанных с сохранностью денежных средств и соблюдением прав граждан.

Его размер, а также сумма гарантийных взносов, четко определены Центральным Банком. Они перечисляются из следующих источников:

  • доход от инвестиций, осуществляемых в расчетном году;
  • если доход отсутствует, взносы перечисляются из собственных средств, имеющихся в распоряжении НПФ;
  • в случае, когда оба из вышеперечисленных источников недоступны, формирование фонда происходит за счет пенсионных накоплений.

Кроме того, объем гарантийного фонда пополняется за счет привлечения новых участников. Ниже будут перечислены источники, отвечающие за увеличение и формирование гарантийного фонда:

  • НПФ, входящие в состав фонда;
  • ПФР;
  • пени, взимаемые за просроченные платежи;
  • денежные средства, получаемые за счет инвестирования;
  • другие виды доходов, полученные законным путем;
  • имущество и денежные средства, которые были получены при помощи выплат за гарантийное возмещение.

Данная структура обязана осуществить перевод денежного взноса до 15 апреля следующего отчетного года. В противном случае ему начисляются пени, составляющие 0,1 % невыплаченной вовремя суммы денежного взноса. Собранные средства будут использованы для реализации следующих задач:

  • на осуществление гарантийных выплат, если у НПФ, по какой-либо причине, отзовут лицензию;
  • данные денежные средства также идут на компенсацию расходов, связанных с деятельностью данной системы гарантирования.

Гарантии НПФ при вступлении в АСВ

АСВ осуществляет гарантирование всех пенсионных накоплений при помощи выплат обязательных денежных возмещений. Данное действие происходит при наступлении одного из следующих событий:

  • произошло аннулирование действующей лицензии одного из НПФ, связанное с прекращением деятельности по осуществлению пенсионного страхования или оглашение решения о признании данного НПФ банкротом;
  • уменьшение объема резерва Пенсионного Фонда России, отвечающего за обязательное пенсионное страхование, ниже минимума, который установлен решением Правительства РФ;
  • недостаточное количество денежных средств на счете организации, в день выплаты накопительной пенсии.

Условия, соответствие которым позволит негосударственному пенсионному фонду стать участником системы гарантирования

Для этого каждый НПФ обязан отвечать следующим требованиям:

  • иметь лицензию, одобренную всеми необходимыми государственными органами;
  • пройти процедуру акционирования. Этот процесс заключается в превращении фонда в ОАО;
  • центральный Банк России должен принять положительное решение о вступлении данного фонда в АСВ;
  • все взносы, необходимые для реализации данной процедуры, должны быть осуществлены в полном объеме.

В том случае, если организация не может войти в данную систему, ей необходимо прекратить совершать действия, направленные на заключение соглашений, связанных с обязательным страхованием, и передать все сбережения, находящиеся в распоряжении, в Пенсионный Фонд. На данный момент в АСВ входят 35 НПФ.

Как вы видите, Агентство по страхованию вкладов – полезная структура, позволяющая обезопасить вклады граждан и контролировать деятельность НПФ, отсеивая нежизнеспособные структуры. Деятельность организации строго регламентирована и осуществляется согласно нормам и правилам, установленным государством.

В том случае, если ваш НПФ находится в реестре АСВ, вы можете не переживать за судьбу ваших вкладов и быть уверены, что, в случае возникновения форс-мажорной ситуации, они будут возмещены в полном объеме.

​Потеряют ли деньги клиенты НПФ, связанных с проблемными банками

Чем рискуют застрахованные лица негосударственных пенсионных фондов, входящих в «проблемные» банковские группы?

Нестабильность в банковском секторе влияет, как известно, буквально на всё. Даже не будучи вкладчиками «проблемных» банков — например, последних ньюсмейкеров — Бинбанка или банка «ФК Открытие», — сегодня многие с опаской наблюдают за развитием сложившейся ситуации. В частности, людей интересует вопрос, что теперь будет с пенсионными накоплениями застрахованных лиц негосударственных пенсионных фондов, входящих в общие с указанными банками финансовые группы.

Начнем издалека. С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений». Соответственно, с этого момента пенсионные накопления граждан получили государственную гарантию — сила АСВ, всем известного гаранта банковских вкладов, была распространена на пенсионные накопления застрахованных лиц.

Объем государственных гарантий для каждого конкретного застрахованного лица ограничен суммой страховых взносов, поступивших от работодателя на формирование накопительной пенсии работника. Сколько страховых взносов учтено в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, столько и подлежит государственной гарантии без ограничения по сумме. Поэтому основная часть пенсионных накоплений каждого гражданина гарантирована государством. Остается та часть, которая сформирована за счет дохода от инвестирования пенсионных накоплений. Здесь подход иной.

Во-первых, за формирование этой части отвечает негосударственный пенсионный фонд. Именно НПФ организует инвестирование пенсионных накоплений, по итогам каждого года определяет результат инвестирования и распределяет его на пенсионные счета застрахованных лиц. Увеличивая тем самым совокупный размер пенсионных накоплений клиента.

Во-вторых, в случае если застрахованное лицо «бегает» из одного негосударственного пенсионного фонда в другой НПФ или в ПФР чаще чем один раз в пять лет, то оно теряет начисленный на его счет доход. То есть сумма пенсионных накоплений уменьшается.

В-третьих, если застрахованный находится в НПФ пять лет, то накопленный за этот период инвестиционный доход также включается в гарантируемую сумму. Только ответственность по этой части гарантии несет уже НПФ.

И наконец, в-четвертых, процесс инвестирования строго регламентирован законодательными актами. Но все же, если НПФ, связанный с проблемным банком, инвестировал в его активы пенсионные накопления застрахованных лиц, то проблемы у НПФ и, соответственно, его застрахованных лиц в будущем могут возникнуть — если банк не сможет расплатиться по обязательствам. Если инвестиций в связанные стороны не было, то можно не беспокоиться. Но все-таки на всякий случай можно подыскать себе другой НПФ и перевести туда свои пенсионные накопления.

Часто бывает так, что работники, особенно молодые, не знают или не помнят, где формируется их накопительная пенсия. Но тревожные новости о банке и/или негосударственном пенсионном фонде заставляют задуматься.

Как действовать? Выяснить, где точно формируется ваша пенсия. Надежные и быстрые способы — через портал государственных услуг или сайт Пенсионного фонда России (ПФР).

Подведем итог: пенсионные накопления (программа обязательного пенсионного страхования), размещенные в негосударственных пенсионных фондах, застрахованы государством в размере суммы страховых взносов, уплаченных работодателем на формирование накопительной пенсии работника. И в любом случае подлежат возмещению застрахованному лицу. Инвестиционный доход, начисленный на пенсионные накопления, подлежит сохранности негосударственным пенсионным фондом только в случае, если застрахованное лицо переходит из НПФ в другой НПФ или ПФР не чаще чем один раз в пять лет.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Оцените статью
Добавить комментарий