Международный валютный фонд: история, деятельность, капитал

Международный валютный фонд / МВФ

МВФ это международный валютный фонд — финансовый институт, несмотря на статус спецучреждения ООН снискавший дурную славу. Что это за организация, каковы ее функции согласно учредительным документам и на деле, и насколько справедливы критики, называющие финансовую помощь фонда губительной для экономики кредитуемых стран?

МВФ, цель создания фонда

Концепция валютного фонда, миссией которого станет поддержка финансовой стабильности во всем мире, под названием «Хартия МВФ» была разработана в июле 1944 года в процессе проведения Бреттон-Вудской конференции под эгидой Объединённых Наций, решавшей вопросы международного финансово-валютного взаимодействия после наметившегося окончания Второй мировой войны.

Датой создания МВФ (англ. IMF, или International Monetary Fund) стало 27 декабря 1945 года — в этот день представители первых 29 стран МВФ официально подписали окончательный вариант соответствующего соглашения. Де-факто деятельность организации началась только 1 марта 1947 года, когда первый кредит МВФ взяла Франция. На сегодня МВФ объединяет 188 государств, а штаб-квартира фонда расположена в Вашингтоне. Актуальный список стран-участников МВФ доступен по ссылке: https://www.imf.org/external/np/sec/memdir/memdate.htm , все государства приведены в порядке хронологии вхождения в фонд.

Согласно 1-й статье Хартии МВФ перед Международным валютным фондом стоят следующие цели:

содействие сотрудничеству всех стран в валютно-финансовой сфере, совместному решению финансовых проблем;

содействие достижению и поддержанию высокого уровня реальных доходов и занятости населения стран мира, укреплению и развитию промышленно-производительного потенциала всех без исключения государств-членов путем расширения и роста международной торговли;

поддержание стабильности валют государств-членов, предотвращение девальвации нацвалют;

помощь в формировании и функционировании многосторонней системы расчетов по финансовым операциям между странами-членами, в упразднении валютных ограничений, которые стоят на пути роста мировой торговли;

путем финансовой помощи государствам-членам предоставлять им возможность устранения диспропорций в их платежных балансах без внедрения мер, способных нанести ущерб их национальному благосостоянию;

сокращать длительность нарушений равновесия платежных балансов стран-членов

Примечательно, что так называемая финансовая помощь фонда оказывается исключительно в виде кредитов, однако на реализацию конкретных проектов они не предоставляются. Проценты по ним небольшие (0.5% годовых), однако зачастую кредитование не способствует развитию реального сектора экономики и производству конкурентоспособной продукции. Ниже показано предоставление средств фонда различным странам с 1972 года за 40 лет, т.е. с момента окончания действия золотого стандарта:

Первые послевоенные годы главным заемщиком фонда была Европа для восстановления пострадавшей во время войны экономики. С начала 1980-х годов акцент смещается в сторону Латинской Америки и Азии, а с 1990-х заметную роль в займах также играла Россия и страны СНГ. Украина до сих пор находится в постоянном контакте с фондом. Наконец, с 2000-х годов кредиты вновь поступают в Европу — в основном Восточную.

Примечательно, что время перед кризисом 2008 года было наиболее благоприятным в мире и наименее удачным для фонда — кредитов требовалось очень мало, соответственно влияние МВФ на мировую экономику и политику сильно уменьшилось. Однако уже в 2011 году кредитование быстро восстановило свои объемы, которые продолжили расти далее — в том числе в связи с кипрским и греческим кризисом.

Из графика хорошо прослеживается политика МВФ — помогать всем (а не только бедным) странам, ориентируясь на текущие проблемы. При этом, кстати, интересно полное или почти полное отсутствие кредитов африканским странам. Любая страна в составе МВФ является либо заемщиком фонда, получая и расплачиваясь по кредиту, либо его кредитором в соответствии со своей квотой. Видно, что кроме спада перед последним мировым кризисом средняя историческая сумма кредитов со временем росла — по сравнению с концом 80-х Европа в 2012 году занимала примерно в 5-6 раз больше.

В какой валюте рассчитываются займы? Дело в том, что МВФ имеет собственное безналичное платежное средство, называемое «специальные права заимствования» (англ. Special Drawing Rights , SDR). Шкала сверху указана в миллиардах SDR. Формально это ни долговое обязательство, ни валюта.

Курс SDR с 2016 года привязан к корзине из 5 валют и похож на индекс доллара. Тем не менее отличия есть — главным пожалуй является присутствие китайского юаня в размере почти 11% за счет уменьшения доли евро. На момент статьи курс SDR равен 1.45 доллара США. Посмотреть его можно, например, здесь: http://bankir.ru/kurs/sdr-k-dollar-ssha/.

Период USD EUR CNY JPY GBP
2016–2020(41.73%)(30.93%)(10.92%)(8.33%)(8.09%)

Функции МВФ

Перечень современных функций Международного валютного фонда во многом совпадает с 1-ой статьей Хартии МВФ:

расширение международной торговли

помощь странам в виде кредитования

содействие межгосударственному взаимодействию в денежной политике

помощь в подготовке (обучении, стажировке) экономических кадров

стабилизация обменных валютных курсов

консультирование стран-должников

разработка и внедрение стандартов мировой финансовой статистики

сбор, обработка и публикация указанной статистики

Интересно, что видные экономисты подвергают аргументированной критике не только методы работы МВФ со странами-дебиторами (то есть имеющими непогашенные долги перед организацией), но и качество публикуемой фондом статистики, а также аналитических отчетов.

Структура Международного валютного фонда

Управление фондом и решения о выдаче кредитов осуществляют:

Совет управляющих — так именуется высший руководящий орган Международного валютного фонда. В него входят по два уполномоченных лица от каждого государства-члена — управляющий и его заместитель;

Исполнительный совет в составе 24 директоров, которые представляют некоторые государства-члены либо группы стран. Главой исполнительного органа — распорядительным директором неизменно выступает полпред Европы, а его первым замом — гражданин США. Восемь директоров делегируются государствами с самыми большими квотами в МВФ, остальные 16 — избираются прочими странами-участницами, поделенными на соответствующее количество групп;

Международный валютный и финансовый комитет — формально совещательный орган, состоящий из двадцати четырех управляющих, в том числе представителя РФ. Исполняет, в частности, функцию выработки стратегических решений, касающихся мировой валютно-финансовой системы;

Комитет по развитию МВФ — еще один совещательный орган с подобными функциями.

Капитализация МВФ и источники средств фонда

На 01.03.2016 г. размер уставного капитала МВФ был около 467,2 млрд. SDR. Капитал формируется путем взносов в валютный фонд стран-членов, выплачивающих как правило 25% квоты в SDR (либо одной из мировых валют) и остальные 75% — в собственной национальной валюте. Квоты постоянно меняются — с начала деятельности фонда было уже 15 пересмотров. В 2015 году произошло очередное изменение с делегированием около 6% от развитых стран в сторону развивающихся.

Голоса государств-членов в органах управления МВФ распределяются именно в зависимости от выплачиваемых квот.

Важно: практически все реальные решения принимаются большинством в 85% голосов. При этом примерно 17-процентная квота (на 2016 год взнос около 42 млрд. SDR) принадлежит Соединенным Штатам Америки, давая им эксклюзивное право вето. У идущей на втором месте Японии квота почти в три раза ниже — около 6%. Доля России — 2.7% (взнос около 6.5 млрд. SDR). Так что критиков организации, утверждающих «МВФ — это США», крайне трудно назвать неправыми либо предвзятыми.

Фактически США и часто поддерживающий их Евросоюз имеют в МВФ достаточную квоту для принятия подавляющего большинства решений. Старания Китая, России и Индии увеличить квоты в фонде в соответствии с возросшим весом этих стран в мировой экономике встречают противодействие США и их союзников, не желающих терять политическое влияние на другие страны МВФ через «обусловленность» кредитов — предъявление государствам-дебиторам обязательных к выполнению политико-экономических требований.

Тем не менее не следует думать, что финансовые проблемы стран решаются только с помощью денег МВФ. К примеру, недавний кредит Греции в размере более 300 млрд. евро был профинансирован МВФ менее, чем на 10% и в пересчете на евро составил лишь около 20 млрд. €. Гораздо большую сумму — 130 млрд. € — выделил созданный в июне 2010 года европейский фонд финансовой стабильности.

Помимо выплачиваемых странами-участницами квот источниками финансовых ресурсов валютного фонда являются:

золотые авуары, по официальным данным составляющие около 90,5 млн унций и оценивающиеся в 3,2 млрд SDR. Организация принимает золото от стран-участниц в основном в качестве оплаты процентов по кредитам, после чего вправе направлять на финансирование новых кредитных траншей;

займы у «материально обеспеченных» государств-членов;

средства донорских трастовых фондов и кредитных линий, которые открывают фонду страны G7 и G20.

МВФ и Россия

Россия присоединилась к МВФ в июне 1992 года, сразу же прибегнув к получению кредита. По воспоминаниям очевидцев, во время одного из первых визитов в Кремль Клинтон был поражен роскошью залов и сказал коллеге: «И эти люди просят у нас денег?». За 6 лет (с августа 1992 по начало августа 1998 года) Россия в общей сложности заняла у фонда более 32 млрд. долларов — однако займы не помогли нам добиться ни проектного снижения инфляции, ни предотвратить августовский дефолт 1998. Кредит Россия возвращала с 2000 по 2005 годы, воспользовавшись ростом цен на нефть, и с 2005 года стала кредитором фонда. Таблица ниже показывает распределение кредитов в 90-е годы и требования кредитора к России:

Финансовая помощь или кредитная игла?

Многие эксперты доказывают, что рекомендации фонда-кредитора странам-заемщикам МВФ де-факто кардинально противоречат декларируемым Хартией принципам и целям. Вместо развития производительного потенциала страны-заемщики подсаживаются на кредитную иглу, а реальные доходы населения не увеличиваются — падают.

Критики фонда объясняют, что условиями получения кредитов МВФ часто являются:

лишение государства-заемщика права на свободную эмиссию национальной валюты;

тотальная приватизация, в том числе в областях естественных монополий (сфера ЖКХ, ж/д транспорт);

отказ от протекционистских мер по защите собственных производителей, поддержки среднего и малого бизнеса;

свобода передвижения капиталов, допускающая их отток за границу;

урезание расходов на социальные программы, ликвидация льгот незащищенным слоям населения, снижение зарплат в госсекторе и пенсий.

Однако перечисленные меры зачастую только усугубляют кризисные явления в экономике, обеднение / обнищание населения ведет к снижению потребления, влекущему спад производства, банкротство предприятий и ухудшение наполняемости госбюджета. Вследствие чего правительству приходится брать новые кредиты, чтобы гасить предыдущие.

Страны, больше всех пострадавшие от МВФ-зависимости:

Руанда, где отказ от господдержки фермерских хозяйств и девальвация нацвалюты привели к падению доходов населения, толкнувшую его в пучину гражданской войны хуту и тутси с 1,5 млн жертв;

Югославия, развалившаяся из-за проблем по экономическому выравниванию регионов;

Аргентина, дважды объявившая дефолт;

Мексика — родина одомашненной кукурузы, превратившаяся из экспортера этой с/х культуры в импортера.

По прогнозам этот список может пополниться Украиной, которую фонд-кредитор вынуждает повышать цены на газ. Его подорожание не только бьет по карманам граждан, но и окончательно сводит на нет конкурентоспособность украинских товаропроизводителей, уже подорванную невыгодным соглашением об Ассоциации с ЕС. Украина, вместе с Румынией и Венгрией, является крупнейшим актуальным должником Международного валютного фонда.

Читайте также:  Венчурные фонды России

Но поскольку у истории нет сослагательного наклонения, невозможно оценить, к каким последствиям в разных странах привела бы ситуация отсутствия финансирования со стороны МВФ. Так что позиция защитников фонда примерно такая — может где-то вышло не очень, но без кредита было бы еще хуже. Да и критики фонда атакуют скорее не саму идею предоставления кредита, а сопутствующие ему условия — которые по факту неоднозначно воздействуют на экономику и не мешают коррупции, но зато во многом выглядят как усиление политического влияния основного кредитора. И хотя неэффективность действующей системы кредитования понятна практически всем, реальные перемены в такой громоздкой и политически важной структуре не могут случиться «по щелчку пальцев». Чего в настоящий момент больше от МВФ — пользы или вреда — каждый решает сам.

Международный валютный фонд (МВФ)

Общие сведения

Международный валютный фонд (МВФ) – ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.

  • Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
  • Заместитель Управляющего от России в МВФ – Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
  • Исполнительный директор от России в МВФ – А.В. Можин.

Цели и задачи

Цель деятельности – поддержание стабильности мировой финансовой системы.

Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:

  • расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
  • поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
  • обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
  • содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
  • помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
  • сокращение внешних дисбалансов.

Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).

Сотрудничество Банка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России – Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ №1 и №2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.

Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).

Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.

В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.

В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.

История создания МВФ

РАЗДЕЛ І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ

МВФ был задуман в июле 1944 года на международной конференции, проводившейся в Бреттон-Вудсе штат Нью-гемпшир (США). Делегаты от государств на конференции договорились об основах экономического сотрудничества, призванных не допустить повторения губительной экономической политики, ставшей одной из причин Великой депрессии 1930-х годов.

В течение того десятилетия в основных промышленно-развитых странах снизился уровень экономической активности, страны пытались защитить свою экономику путем введения более жестких ограничений на импорт, но это лишь усугубляло стремительный спад мировой торговли, производства и занятости. В целях сохранения истощающихся золотовалютных резервов некоторые страны ограничили для своих граждан возможность покупать за рубежом, другие девальвировали свою валюту, третьи установили сложные ограничения на право граждан владеть иностранной валютой. Однако эти решения оказались непродуктивными, и ни одна страна не смогла за их счет надолго вырваться вперед. Такая «политика разорения соседа» подорвала международную экономику; объем мировой торговли резко сократился, и во многих странах снизились занятость и уровень жизни.

С приближением конца второй мировой войны ведущие государства-союзники начали рассматривать различные планы восстановления порядка в международных валютно-финансовых отношениях; в результате на Бреттон-Вудской конференции было принято решение о создании МВФ. Наиболее существенный вклад в разработку фонда внесли Джон Мейнард Кейнс, который возглавлял британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Представители стран разработали устав (или Статьи соглашения) международной организации для надзора за международной валютно-финансовой системой, а также для содействия устранению валютных ограничений, связанных с торговлей товарами и услугами, и укреплению стабильности обменных курсов.

Официальная дата создания МВФ 27 декабря 1945 года, когда первые 29 стран подписали его Статьи соглашения, а начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит.

Уставные цели МВФ сегодня остаются теми же, что были сформулированы в 1944 году. С тех пор в мире произошел беспрецедентный рост реальных доходов. И хотя выгоды экономического роста не распределяются равномерно (как внутри стран, так и между ними), в большинстве стран уровень благосостояния резко возрос по сравнению, в частности, с периодом между двумя мировыми войнами. Это отчасти объясняется совершенствованием проводимой экономической политики, в том числе политики, которая стимулировала рост международной торговли и помогла сгладить экономический цикл чередующихся подъемов и спадов. МВФ гордится своим вкладом в эти достижения.

В течение десятилетий, прошедших со времени второй мировой войны, в мировой экономике и валютно-финансовой системе, помимо роста благосостояния, произошли другие значительные изменения, которые усилили важность и актуальность задач, выполняемых МВФ, но в то же время потребовали от него адаптации и реформ. Быстрый прогресс в области технологии и средств связи способствовал росту международной интеграции рынков и формированию более тесных связей между экономиками стран. В результате этого возникающие финансовые кризисы теперь обычно быстрее распространяются между странами.

В условиях такой растущей интеграции и взаимозависимости в мире экономическое благополучие любой страны как никогда зависит от показателей экономики других стран и от наличия открытой и стабильной глобальной экономической среды. От экономической и финансовой политики, проводимой отдельными странами, в равной степени зависит, насколько хорошо или плохо функционируют мировая торговая и платежная система. Таким образом, глобализация требует развития более активного международного сотрудничества, которое, в свою очередь, возлагает дополнительную ответственность на международные учреждения, организующие такое сотрудничество, в том числе на МВФ.

Цели МВФ также приобрели более важное значение в связи с ростом числа его членов. Число государств-членов МВФ возросло более чем вчетверо по сравнению с 44 государствами, участвовавшими в его создании, что, в частности, было связано с обретением политической независимости многими развивающимися странами и позднее — с распадом советского блока.

Читайте также:  Инвестиционные фонды, их устройство и цели

Рост числа государств-членов, а также изменения в мировой экономике требуют от МВФ принятия различных мер адаптации, для того чтобы продолжать эффективно выполнять свои функции.

Страны, вступившие в МВФ в период с 1945 года по 1971 год, обязались поддерживать привязку своих валютных курсов (то есть фактически стоимость своих валют в долларах США, а в случае США — стоимость доллара США в золотом эквиваленте) на определенных уровнях, которые могли корректироваться, но только для устранения «фундаментального неравновесия» платежного баланса и с согласия МВФ. Эта так называемая бреттонвудская система обменных курсов действовала до 1971 года, когда правительство США временно отменило конвертируемость доллара США (и долларовых резервов правительств других государств) в золото. С тех пор члены МВФ вправе выбирать любые формы курсовых режимов по своему усмотрению (кроме привязки своей валюты к золоту): одни теперь допускают свободное плавание своей валюты, другие привязывают свою валюту к иной валюте или группе валют, третьи приняли в качестве собственной валюты валюту другой страны, а некоторые участвуют в валютных блоках.

Одновременно с МВФ был образован Международный банк реконструкции и развития (МБРР), более широко известный как Всемирный банк, для содействия долгосрочному экономическому развитию, в частности с помощью финансирования инфраструктурных проектов, таких как строительство дорог и улучшение системы водоснабжения.

МВФ и Группа Всемирного банка — которая включает Международную финансовую корпорацию (МФК) и Международную ассоциацию развития (МАР) — дополняют деятельность друг друга. МВФ уделяет основное внимание макроэкономическим показателям, а также макроэкономической политике и политике в отношении финансового сектора, тогда как Всемирный банк занимается главным образом вопросами долгосрочного развития и сокращения бедности. В его деятельность входят кредитование развивающихся стран и стран с переходной экономикой в целях финансирования проектов в области инфраструктуры, реформы определенных секторов экономики и расширение структурных реформ. МВФ, напротив, предоставляет финансирование не для отдельных секторов экономики или проектов, а для общей поддержки платежного баланса страны и международных резервов на время принятия страной мер по преодолению возникших трудностей.

Одновременно с учреждением МВФ и Всемирного банка рассматривался вопрос о создании организации для содействия либерализации мировой торговли, но Всемирная торговая организация была создана только в 1995 году. До этого момента вопросы торговли решались в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).

МВФ — это организация, представляющая 186 стран. Целями его работы являются:

1. Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.

2. Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов от всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.

3. Обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции

4. Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.

5. За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.

Фондом управляют 186 государства-члена, представляющие почти все государства мира. МВФ является центральным учреждением международной валютно-финансовой системы — системы международных платежей и курсов национальных валют, которая позволяет странам вести между собой экономические операции.

Он стремится предотвращать кризисы в этой системе, поощряя принятии государствами обоснованной экономической политики; в то же время, как следует из названия, он также представляет собой фонд, который могут использовать государства-члены, нуждающиеся во временном финансировании для решения проблем платежного баланса.

Для реализации этих целей МВФ осуществляет следующую деятельность.

• Проводит наблюдение за изменениями в экономической и финансовой ситуации и политике в государствах-членах и на глобальном уровне и дает государствам-членам рекомендации по вопросам экономической политики, опираясь на свой более чем пятидесятилетний опыт.

• Оказывает техническую помощь правительствам и центральным банкам государств-членов и проводит подготовку кадров в сферах своей компетенции.

Являясь единственным международным учреждением, полномочия которого предусматривают ведение активного диалога практически со всеми странами по вопросам экономической политики, МВФ служит главным форумом для обсуждения не только экономической политики стран в глобальном контексте, но и вопросов, имеющих важное значение для стабильности международной валютно-финансовой системы. К ним относятся: выбор странами курсовых механизмов, недопущение дестабилизирующих международных потоков капитала и разработка признаваемых в международном масштабе стандартов и кодексов для политики и институтов в соответствующих областях.

Основные направления деятельности МВФ включают:

1.консультирование государств-членов относительно внедрения мер политики, которые могут помочь предотвратить или урегулировать финансовый кризис, добиться макроэкономической стабильности, ускорить экономический рост и снизить уровень бедности;

2.временное предоставление финансирования государствам-членам с целью помощи в урегулировании проблем платежного баланса, когда имеется недостаток иностранной валюты вследствие того, что их платежи другим странам превышают их собственные валютные доходы;

3.оказание странам по их просьбе технической помощи и содействия в подготовке кадров, чтобы помочь им сформировать базу знаний и институты, необходимые для проведения обоснованной экономической политики.

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: прием и исключение новых стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и т. п. Управляющие встречаются раз в год на ежегодных сессиях.

Существенную роль в организационной структуре МФВ играет Международный валютно-финансовый комитет (МВФК), состоящим из 24 управляющих МВФ, (или их заместителей), в том числе от России, которые представляют те же страны или группы стран, что и 24 исполнительных директора.

МВФК представляет рекомендации Совету управляющих и отчитывается перед ним по таким вопросам, как выполняемые Советом функции надзора за управлением международной валютной и финансовой системой и ее преобразованием и связанного с ним анализа изменений глобальной ликвидности и передачи ресурсов развивающимся странам; рассмотрение предложений Исполнительного совета по внесению изменений в Статьи соглашения; а также преодоление сбоев, которые могут представлять угрозу для системы. Он не имеет полномочий по принятию решений. МВФК обычно проводит заседания два раза в год в марте или апреле и в сентябре или октябре — во время Весенних и Ежегодных совещаний.

Исполнительный совет отвечает за текущие дела МВФ. Семь из 24 Исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (США, Германия, Япония Великобритания, Франция, Саудовская Аравия, Италия), остальные избираются от других стран на основе принципа регионального представительства. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в неделю под председательством Директора-распорядителя.

Комитет по развитию (официально именуемый Объединенным министерским комитетом Советов управляющих МБРР и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам) является совместным органом Всемирного банка и МВФ, состоящим из 24 управляющих или заместителей управляющего Всемирного банка или МВФ; он консультирует Советы управляющих МВФ и Всемирного банка по важнейшим вопросам развития, а также относительно финансовых ресурсов, требующихся для содействия экономическому развитию в развивающихся странах. Комитет по развитию, как и МВФК, обычно проводит заседания два раза в год.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Организация Международный валютный фонд

Одной из самых известных всемирных финансовых организаций является Международный валютный фонд, хотя большинство обывателей вряд ли четко понимает, как на самом деле осуществляется его деятельность. В виде специализированного органа ООН Международный валютный фонд (МВФ) был создан в 1945 году, хотя первоначальный замысел его появления возник еще в 1944, в процессе встречи, проходящей в Бреттон-Вудс, на территории США. В обсуждении участвовали представители 44 государств, однако окончательный документ соглашения, подписанный почти полтора года спустя, подтвердили только 29 государств. Началом работы фонда считается 1947 год, когда Франция подала заявку и получила первый кредит.

Что такое МВФ сегодня?

На текущий момент МВФ представляет 184 страны в своей структуре. Созданный с целью предотвращения кризисов в экономике развитых стран, Международный валютный фонд способен предоставить временное финансирование его участникам для разрешения финансовых вопросов и восстановления платежного равновесия. Кроме того, деятельность международного валютного фонда направлена на:

  • содействие взаимодействию между странами в денежно-кредитных операциях;
  • поддержание стабильных валютных котировок и регулировку норм в сфере операций с валютой;
  • содействие возникновению платежной и расчетной систем для множества сторон и уходу от валютных лимитов.

Руководство МВФ осуществляется Советом управляющих, собранным из стран-участников, вошедших в состав фонда и, как правило, каждая из них выдвигает управляющего и его заместителя. Чаще всего представителем становится глава Министерства финансов или руководитель главного банка государства. Именно совет решает важнейшие вопросы работы фонда и контролирует возможные изменения в пунктах соглашения, регулирует запросы о приеме или исключении стран-участников, определяет их участие в капитале и проводит выборы исполнительного директора. Сессию, куда ежегодно съезжаются участники стран, входящих в МВФ, проводят официально один раз, правда, иногда проводятся внеочередные заседания, или же можно голосовать через e-mail в любой момент. Ежедневную работу фонда контролирует 24 человека в числе Исполнительного совета.

Дополнительно осуществление консультаций по разного рода финансовым проблемам вменяется в обязанности Международного валютно-финансового комитета. Кроме того, дважды в год МВФ издает «World Economic Outlook», Global Financial Stability Report («доклад о всемирной финансовой устойчивости»).

В сумме основной капитал насчитывает практически 217 млрд СДР (для сравнения: один СДР приравнивается к 1,5 у.е. США), и формируется эта сумма взносами государств из общего числа, состоящих в МВФ. Каждое из них выплачивает квоту на 25% в СДР или другой валюте, и 75% — национальной валютой. По величине квот распределяются голоса в руководстве МВФ.

Наиболее крупными акционерами МВФ считаются США, Германия, Япония, Франция и Великобритания, кроме того, у Китая, России, и Саудовской Аравии есть собственное место в совете.

Каждое государство в Международном валютном фонде располагает 250 начальными голосами, не зависящими от его вклада, и один голос начисляется за каждые 100 000 СДР, исходя из суммы вложенных средств.

Совет управляющих принимает решения, опираясь на получение большинства голосов, а для решения наиболее важных стратегических задач используется решение, поддержанное «специальным большинством голосов» (70 — 85% от общего числа голосов).

Особенности работы МВФ

Поскольку работа МВФ в основном состоит в предоставлении кредитов, то за прошедшие годы деятельности фонда было разработано несколько основных механизмов, регулирующих этот процесс. На данный момент наиболее известны из них следующие:

  1. Механизм непосредственного финансирования связан с величиной квоты данного государства-акционера, и его осуществление ограничено пределами резервной и кредитной частей страны.
  2. Систему поэтапного финансирования подключают к решению долгосрочных трудностей, связанных с платежным равновесием государства-заемщика, если непосредственное финансирование не дало ожидаемых результатов.
  3. С участием механизма льготного финансирования дается возможность получить кредит на выгодных условиях для развивающихся стран, в том числе наиболее малообеспеченным государствам, при хронической нехватке денежных средств для поддержания экономического равновесия. Два созданных с этой целью фонда выделяют кредиты с минимальной ставкой по процентам (0,5% в год) на десятилетний период.
  4. Системой специального финансирования пользуются для кредитования при непредвиденных проблемах, для снижения накопившегося долга и добавочном финансировании изменений экономической системы. Относительно недавно в составе этой системы создан фонд, поддерживающий страны на этапе становления рыночной экономики.

За предоставление кредита международный валютный фонд берет с заемщика 0,5% от транзакции, добавляя его к процентам за кредит. Как только оговоренный период займа истек, государство, занимавшее средства, обязано совершить возвратную операцию и выкупить свою валюту у МВФ в СДР или в валюте указанной страны.

Россия и Международный фонд

Взаимодействие России с мировой кредитно-финансовой системой позволило ей, вместе с остальными странами бывшего СССР, включиться в состав МВФ и начать сотрудничество с Всемирным банком. Это произошло еще в 1993 г после подписания всех документов, после того как Россия выплатила положенные 25% в уставный капитал фонда. После развала Советского Союза руководство Международного валютного фонда поделило квоту, рассчитанную для СССР, на 15 республик, вышедших из состава государства.

Читайте также:  Ice AM. Обзор фонда

На данный момент сумма квоты дает России 9 место, сразу после Канады. Договоренности с МФВ обязывают все страны СНГ к выполнению следующих требований:

  1. Устранить валютные лимиты, соответственно пункту 7, устава Международного валютного фонда. Однако же, согласно мировой практике, страны, недавно принятые в состав фонда, вправе использовать переходный период для установки небольших ограничений.
  2. Та же самая 7 отметка запрещает практику множественных валютных курсов для членов фонда. Для России это означало установленный единый курс рубля относительно к доллару и прочим иностранным валютам. Согласно мировой практике, курс может быть плавающим и устанавливаться наличием спроса и предложения на валютных биржах.
  3. Третьим условием было обязательство России предоставлять фонду статистику относительно своего экономического положения, золотого и валютного резервов и т.п. Кроме того, в обязательства страны входит прием представителей МВФ на своей территории, при возникновении такой необходимости.

Вдобавок ко всему, статус члена международного фонда на мировой арене дает России возможности использования положенных кредитов в случае признания такой потребности.
Следует понимать, что, давая России и другим странам СНГ кредит, МВФ взамен требует четкого исполнения поставленных им условий. Если же страна не в состоянии осуществить требуемые меры, в передаче денежных средств может быть отказано.

Дабы удостовериться, что страна будет выполнять рекомендованные структурные изменения, МВФ ожидает момента принятия предварительных мер, которые покажут серьезность намерений государства.

Отрицательные стороны работы МВФ

На данный момент в мировой прессе активно обсуждается кризис доверия к Международному валютному фонду. Несмотря на заявленную аналитическую работу и те рекомендации, которые фонд выдавал на основе анализа, одобренные им программы потерпели поражение почти во всех странах, которые затронул азиатский кризис. Многие считают, что вмешательство фонда даже способствовало ухудшению ситуации. Это косвенно подтверждает ситуация с Китаем, который в 2008 году вопреки рекомендациям МВФ вернулся к фиксированному курсу валют, но несмотря на недовольство руководства фонда такими мерами, мировой экономический кризис Китая почти не коснулся.

Для России руководство фонда не сумело подобрать эффективный комплекс мер по улучшению экономического положения. Однако в большей степени это вина российского правительства или же пассивности служб фонда, вряд ли можно знать наверняка.
На фоне кризисного состояния мировой экономики и сам МВФ переживает не лучший период. Помимо того, что свободных средств у фонда все меньше, гораздо чаще стали раздаваться призывы осуществить радикальные реформы уже внутри фонда. После кризиса 2008 года ситуация немного выправилась, и МВФ получил дополнительные резервы кредитования в размере более 500 млрд долларов.

Это сделало очевидным тот факт, что Международный валютный фонд нацелен на увеличение собственных полномочий по руководству мировой экономической политикой.
Что касается России, то после экономического кризиса руководство страны приняло решение не использовать право на льготный кредит МВФ. По мнению специалистов, пока страна не находится в настолько критическом положении, чтобы увеличивать внешний долг. На данный момент Россия полностью выплатила долг Международному валютному фонду.

Для населения России такая тенденция будет способствовать повышению доверия к руководству страны за счет проведения собственных реформ, с учетом национальных интересов.

Информационный листок

Основные сведения об МВФ

23 марта 2016 г.

Международный Валютный Фонд (МВФ) содействует международной финансовой стабильности и сотрудничеству в валютно-финансовой сфере. Он также стремится способствовать международной торговле, высокой занятости и устойчивому экономическому росту, а также сокращению бедности во всем мире. МВФ управляется 188 государствами-членами организации и подотчетен им.

Идея создания МВФ, также известного как «Фонд», зародилась на конференции ООН в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир, США, в июле 1944 года. 44 страны, представленные на этой конференции, поставили целью сформировать основу для экономического сотрудничества, чтобы избежать повторения девальваций в целях получения конкурентных преимуществ, ставшего одной из причин Великой депрессии 1930-х годов.

Обязанности МВФ. Основная задача МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютно-финансовой системы, системы обменных курсов и международных расчетов, которая позволяет странам (и их гражданам) вести операции друг с другом.

Надзор за экономикой. Для поддержания стабильности и предотвращения кризисов в международной валютно-финансовой системе МВФ наблюдает за экономической политикой стран и экономическими и финансовыми изменениями в странах, регионах и мире с помощью официальной системы, известной как надзор. МВФ дает рекомендации 188 государствам-членам, поощряет меры политики, содействующие экономической стабильности, уменьшающие уязвимость по отношению к экономическим и финансовым кризисам и повышающие уровень жизни. Он проводит регулярную оценку глобальных перспектив в издании«Перспективы развития мировой экономики», финансовых рынков — в «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности» и изменений в сфере государственных финансов — в своем «Бюджетном вестнике», а также публикует ряд изданий по перспективам развития региональной экономики.

Финансовая помощь . Финансирование МВФ дает членам организации необходимую передышку для преодоления проблем с платежным балансом: власти стран разрабатывают, в тесном сотрудничестве с МВФ, программы стабилизации, поддерживаемые финансированием МВФ, и продолжение финансовой поддержки обусловлено эффективной реализацией этих программ. Отреагировав на мировой экономический кризис, МВФ укрепил свой кредитный потенциал и в апреле 2009 года утвердилсущественный пересмотр своих механизмов оказания финансовой помощи, а в2010 и 2011 году принял дальнейшие реформы. Эти реформы были направлены на укрепление инструментов для предотвращения кризисов, уменьшение цепной реакции во время системных кризисов, а также адаптацию инструментов с учетом экономических показателей и условий государств-членов. После вступления в действие увеличения квот в рамках Четырнадцатого общего пересмотра квот, лимиты доступа в рамках механизмов нельготного финансирования МВФ были пересмотрены и увеличены в начале 2016 года. Для увеличения финансовой поддержки беднейших стран мира эти льготные ресурсы, доступные странам с низкими доходами в рамках Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту, были существенно увеличены в 2009 году, при этом средние лимиты доступа в рамках механизмов льготного финансирования МВФ удвоились. Кроме того, в 2015 году нормы и лимиты доступа былиповышены на 50 процентов. Такие беспроцентные кредиты предоставляются доконца 2016 года, тогда как процентные ставки по чрезвычайному финансированию постоянно установлены на нулевом уровне. Наконец, сейчас принимаются меры для обеспечения дополнительных кредитных ресурсов в размере примерно 15 млрд долл. США (11 млрд СДР) для поддержки льготного кредитования со стороны МВФ .

Техническая помощь . МВФ предоставляет техническую помощь и проводит обучение кадров для содействия государствам-членам в укреплении их потенциала для разработки и проведения эффективной политики, включая сферы налоговой политики и налогового администрирования, управления расходами, денежно-кредитной и курсовой политики, надзора за банковской и финансовой системой и ее регулирования, законодательных основ, а также статистики.

СДР. МВФ эмитирует международные резервные активы, известные как специальные права заимствования (СДР), которые могут дополнять официальные резервы государств-членов. Совокупные распределения составляют примерно 204 млрд СДР (примерно 283 млрд долларов). Государства-члены МВФ могут добровольно обменивать СДР на валюту между собой.

Ресурсы. Основным источником финансовых ресурсов МВФ являются квоты государств-членов организации, которые в целом отражают относительное положение государств-членов в мировой экономике. После недавнего вступления в силу Четырнадцатого общего пересмотра квот совокупные ресурсы квот составляют приблизительно 467 млрд СДР (примерно 650 млрд долларов). Кроме того, МВФ может прибегать к временному заимствованию для целей дополнения своих квотных ресурсов. Новые соглашения о займах (НСЗ), которые могут обеспечивать Фонду дополнительные ресурсы в размере до 182 млрд СДР (примерно 253 млрд долларов), являются главным страховым инструментом на случай недостаточности ресурсов по квотам. В середине 2012 года страны-члены также приняли обязательство увеличить ресурсы МВФ при помощи двусторонних соглашений о заимствованиях; в настоящее время действуют соглашения примерно на 280 млрд СДР (примерно 387 млрд долларов США).

Управление и организационная структура. МВФ подотчетен правительствам государств-членов. На верхнем уровне егоорганизационной структуры находится Совет управляющих, в котором каждое из государств-членов МВФ представлено одним управляющим и одним заместителем управляющего, обычно из центрального банка или министерства финансов. Совет управляющих собирается один раз в год на Ежегодных совещаниях МВФ и Всемирного банка. Двадцать четыре управляющих входят в состав Международного валютно-финансового комитета (МВФК) и обычно встречаются дважды в год.

Исполнительный совет в составе 24 членов, который представляет все государства-члены, наблюдает за повседневной работой МВФ в штаб-квартире в Вашингтоне, округ Колумбия; руководство этой работой осуществляет МВФК, и она поддерживается персоналом МВФ. Директор-распорядитель МВФ является главой персонала МВФ и Председателем Исполнительного совета; ему содействуют четыре заместителя Директора-распорядителя.

Кратко о МВФ

  • Число государств-членов : 188 стран
  • Штаб-квартира : Вашингтон, округ Колумбия
  • Исполнительный совет: 24 директора, каждый из которых представляет страну или группу стран
  • Число сотрудников: приблизительно 2 663 из 148 стран
  • Общая суммаквот: 650 млрд долларов (по состоянию на 9/13/2016)
  • Дополнительные обязательства о выделении ресурсов : 642 миллиарда долларов
  • Суммы принятых обязательств в рамках существующих кредитных договоренностей(по состоянию на10/3/2016): 120 млрд долларов, из них 108 млрд долларов еще не были использованы (см. таблицу)
  • Крупнейшие заемщики (предоставленные и непогашенные суммы на29/2/2015): Португалия, Греция, Украина, Ирландия
  • Самые крупные превентивные кредиты (суммы, утвержденные на10/3/2016): Мексика, Польша, Колумбия, Марокко
  • Консультации в рамках надзора: 130 консультаций в 2013 году, 132 консультации в 2014 году и 124 консультации в 2015 году
  • Техническая помощь: 274 человеко-лет в 2013 финансовом году, 285 человеко-лет в 2014 финансовом году и 288 человеко-лет в 2015 финансовом году
  • Первоначальные цели:

o способствовать развитию международного валютно-финансового сотрудничества;

o способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли;

o содействовать стабильности валют;

o оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов;

o предоставлять ресурсы (при соблюдении адекватных гарантий) в распоряжение государств-членов, испытывающих затруднения в финансировании платежного баланса.

Оцените статью
Добавить комментарий