Резервный фонд РФ: от рассвета до заката

Резервный фонд РФ

С началом 2020 года закончил существование Резервный фонд РФ, в котором аккумулировалась значительная часть нефтегазовых доходов. Означает ли это истощение резервов страны, каковы причины и последствия опустошения и ликвидации мультимиллиардной «кубышки»? Сколько денег поступило в фонд за десять лет и куда они делись?

Формирование Резервного фонда

Его история началась в феврале 2008 года, когда действующий с 2004 г. Стабилизационный фонд РФ был разделен на два новых: Резервный фонд и ФНБ, или Фонд национального благосостояния.

Средства Резервного фонда представляли собой ту часть поступлений в казну от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и конденсата, которая превышает цифру утвержденного нефтегазового трансферта на новый финансовый год (сейчас определяется как 3,7% прогнозируемого властями объема ВВП РФ). При превышении нормативной величины Резервного фонда остальные доходы зачислялись в другой национальный фонд — ФНБ. Нормативная (максимальная) величина первоначально определялась как 10% объема ВВП РФ, прогнозируемого на очередной финансовый год. Еще одним источником средств помимо нефтегазовых поступлений являлись доходы от управления резервами фонда.

Планка отчисления средств повышалась по мере роста цены нефти: с 2004 до 2006 в еще единый Стабфонд перечислялись доходы при цене барреля выше 20 $, с 2006 года — свыше 27 долларов за баррель. По замыслу властей существование Резервного фонда способствовало выполнению расходных обязательств государства и стабилизации экономики (покрытие дефицита бюджета), снижая ее зависимость от колебаний нефтегазовых поступлений. ФНБ же планировался в первую очередь для сбалансирования Пенсионного фонда РФ.

Согласно принятым 30.09.2010 г. поправкам в Бюджетный кодекс (закон № 245-ФЗ) с 1 января 2010 до 1 января 2015 года максимальная величина Резервного фонда не устанавливалась, а нефтегазовые доходы направлялись в федеральный бюджет на обеспечение расходов. Пополнение фонда после 3-х летнего перерыва случилось лишь в 2012 году. Также с 1 января 2010 Резервный фонд РФ перестал пополняться доходами от управления его средствами — до февраля 2016 они также направлялись в федеральную казну.

Управление средствами Резервного фонда

Управление средствами Резервного фонда РФ возлагалось на Минфин, но часть этих полномочий позволялось делегировать Центробанку. Согласно правительственному постановлению от 29.12.2007 г. № 955 управление средствами надлежало осуществлять в целях:

  1. обеспечения их сохранности
  2. извлечения в долгосрочной перспективе стабильного дохода от размещения резервов

В краткосрочной перспективе допускалось получение в процессе управления средствами отрицательных финансовых результатов. Установленный правительством порядок обязывал размещать средства:

в иностранной валюте

в номинированных в инвалюте активах с рейтингом не ниже «АА-» по Fitch-Ratings и Standard & Poor’s

Средства Резервного фонда являлись частью золотовалютных резервов России, которой распоряжался Минфин, а не Центробанк. Приказом министерства была утверждена валютная структура запасов:

  • евро — 45%
  • доллар США — 45%
  • фунт стерлингов — 10%

Инвалюта зачислялась на счета в Банке России, который уплачивал проценты, эквивалентные доходности упомянутых активов. Из-за высокой консервативности вложений (возможно, вызванной сильным кризисом 2008 года, который случился всего через несколько месяцев после начала самостоятельного существования Резервного фонда) доходность от инвестиций оказалась примерно на уровне валютной инфляции. Сбалансированный портфель из акций и облигаций позволил бы получить в разы больший доход.

Ликвидация Резервного фонда РФ

1 февраля 2020 Резервный фонд РФ перестал существовать, слившись с упомянутым ФНБ (закон от 29.07.2017 г. № 262-ФЗ). Таким образом, Резервный фонд просуществовал ровно 10 лет с точностью до дня.

1 декабря 2020 доходы от нахождения средств фонда в ЦБ РФ за истекший год в сумме 652 миллиона рублей были перечислены в казну, остатки инвалюты со счетов в Центробанке — $7,62 млрд, €6,71 млрд и £1,10 млрд — обменены на 1,042 триллиона рублей и использованы на покрытие дефицита бюджета. Посмотрим на график:

На нем видна заметная корреляция объема резервного фонда с курсом нефти. Когда в период мирового кризиса 2008-09 годов нефть резко пошла вниз, это с небольшим опозданием отразилось и на Резервном фонде. Однако если в начале 2009 года нефть начала восстанавливать прежние позиции, то фонд продолжал активно уменьшаться и к 2011 году сократился более чем в 6 раз до 20 млрд. долларов. И если бы не высокая цена на нефть в то время, то его история могла бы быть заметно короче. Но благодаря ценам на уровне 115 долларов за баррель фонд еще смог вырасти в 4 раза, перешагнув за 80 млрд. Вторая волна падения нефти с 2014 года, наложенная на санкции, оказалось уже критической.

Довольно интересно, что хотя цена барреля нефти в долларах выглядит довольно хаотично, в рублях ситуация иная: с начала 1998 по начало 2020 года стоимость барреля подорожала со 100 до 3800 рублей, т.е. в 38 раз. При этом рубль обесценился к доллару менее чем в 10 раз: с 6 до 56 рублей. В результате динамика Резервного фонда в рублях выглядит несколько иначе:

Два пика соответствуют времени девальвации рубля — и так как девальвация конца 2014 года была сильнее, чем в 2009, то и рублевая капитализация фонда оказалась максимальной в начале 2015 (тогда как в долларах средств было заметно больше в 2009). Т.е. начальная фаза кризиса даже приводила к росту рублевых активов, однако затем следовал сильный спад. К 1 декабря 2016 года в фонде было чуть более 2 трлн. рублей или примерно 35 млрд. долларов — но уже к началу 2020 года эта сумма уменьшилась вдвое до 1 трлн. рублей (17 млрд. $). Который и был потрачен в конце 2020 года, сведя баланс фонда к нулю.

Что дальше?

Эксперты, оппонирующие действующей российской власти, винят ее в нерациональном расходовании резервов и утверждают, что ликвидация Резервного фонда не сулит россиянам ничего хорошего.

Так, Алексей Навальный заявил, что Россия за нефтяные годы заработала на экспорте нефти около $2 трлн, а в двух суверенных фондах к 2014 году скопилось в общей сложности $177 млрд. Куда они делись? Всего в течение четырех лет растрачены на финансирование убыточных коррупционных проектов, силовые структуры, дотации Крыму и пропаганду. Если верить оппозиционеру, при эффективном расходовании в Резервном фонде РФ только за 2020 год оставался бы еще триллион рублей.

Другие аналитики резонно констатируют, что поводов для переживаний нет, поскольку упраздненный фонд был отнюдь не единственной «кубышкой». При этом отмечается, что пока в нем средства исчерпывались, общий объем золотовалютных резервов РФ наоборот увеличивался (за 2020 год — на 14,6%, или $55 млрд; за 2016 — на 2,5%, или $9 млрд). В них снизилась доля западных ценных бумаг и выросла — золота.

Итого, фактически Резервный фонд сегодня существует под названием Фонд национального благосостояния России. Объем которого на 1 января 2020, по официальным данным Минфина, составил $65,15 млрд, или 3,75 триллиона рублей.

Согласно расчетам властей 2020 год должен стать последним, когда дефицит бюджета будет покрываться из ФНБ. В дальнейшем его обещают превратить в настоящий фонд благосостояния, который будет пополняться валютой, купленной Минфином по бюджетному правилу, и тратиться только на софинансирование пенсионных накоплений российских граждан. Удастся ли?

Читайте также:  Стабфонд Норвегии: чем интересен норвежский резервный фонд

ФНБ и Резервный фонд

Объем Фонда национального благосостояния России

На 1 августа 2020 года:

7 870 млрд. руб.

124,1 млрд. долл.

Из них высоколиквидные активы (средства, хранящиеся на счетах в Банке России) составляют $98,5 млрд.

Из новостей

Двухкратный рост объемов фонда

На начало августа объем ФНБ приблизился к 8 триллионам рублей и превысил 7% российского ВВП. Почти двукратное увеличение произошло всего за 1 месяц, правда, как объясняют в Минфине, оно в значительной степени “техническое”, – в июле с бюджетного счета Минфина на счет ФНБ были единоразово переведены средства, накопленные в 2020 году как отчисления от нефтегазовых сверхдоходов по бюджетному правилу.

Однако правительство по-прежнему пока не имеет полномочий расходовать средства фонда на инвестиционные цели. Это станет возможным, когда уровень в 7% ВВП достигнут ликвидные активы фонда на счетах в Центральном Банке, – накопления, уже инвестированные каким-то образом, для этого показателя не учитываются. Пока ликвидные активы, достигнув величины $98,5 млрд, составляют лишь 5,7% ВВП. Но возможно, планка в 7% будет “взята” уже до начала 2020 года. И по поводу расходования средств фонда в будущем уже сейчас в правительстве и Центробанке разгораются споры.

Государственные сберегающие фонды

Фонд национального благосостояния

Представляет собой:
Часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

ФНБ формируется за счет тех же финансовых поступлений, что и Резервный фонд, если накопленный объем средств в Резервном фонде достиг его нормативной величины (7% ВВП).

Резервный фонд

Представлял собой:
Часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности покрытия дефицита федерального бюджета.

Формировался за счет:
Дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда не достигает его нормативной величины (7% ВВП).

Дополнительные нефтегазовые доходы – это разница между рассчитанными исходя из прогнозируемой цены на нефть и рассчитанными исходя из базовой (реальной) цены на нефть.

Кроме того Резервный фонд мог пополнятся следующими финансовыми поступлениями:
– От налога на разработку полезных ископаемых;
– Вывозными пошлинам на сырое топливо;
– Пошлинами, взимаемыми за вывоз товаров, полученных при переработке нефти;
– От доходов, полученных благодаря управлению средствами фонда.

В настоящее время прекратил существование.

Сберегающих российские финансы фонды ведут отсчет с 2008 года, когда после реструктуризации в них были переведены деньги существовавшего до того времени Стабилизационного фонда. Законодательные положения о них сформулированы в статьях 96.9 и 96.10 Бюджетного кодекса РФ.

Оба фонда являются частью золотовалютных резервов России.

В середине 2015 года наступил случай, предусмотренный положением Бюджетного Кодекса о Резервном фонде – превышение прогнозируемой цены на нефть над ее фактической ценой. Поэтому средства фонда стали использоваться для покрытия части расходов федерального бюджета вместо тех средств, что были недополучены.

Другие новости

Средства Фонда – расходовать!

Правительство, вероятно, в близком будущем изменит подход к использованию средств Фонда. Об этом несколько дней назад заявил первый вице-премьер и по совместительству глава Минфина Антон Силуанов.

К концу года средства Фонда должны достичь 7% ВВП, а средства выше этой отметки уже можно тратить на инвестиционные цели. В частности, рассматриваются варианты поддержки кредитами покупателей российской несырьевой продукции за рубежом.

Появились также предложения направления превышающих 7%-ую границу накоплений на инвестиции внутри страны – на финансирование национальных проектов , возможно, другие проекты.

Однако планы внутрироссийских инвестиций встретили возражение со стороны председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной. Она считает, что расходование средств ФНБ внутри страны будет иметь негативные экономические последствия: приведет к снижению конкурентоспособности отечественных предприятий, к одномоментному укреплению рубля и повышению влияния на его курс фактора нефтяных цен на нефть.

Какие планы будут реализовываться правительством покажет ближайшее время.

Резервный фонд канул в Лету

Резервного фонда России больше нет. Он прекратил свое существование 1 января 2020 года. Это входило в планы Минфина еще в начале прошлого года, предполагалось, что траты из него будут такими, что денег в к началу следующего не должно остаться. Теперь он присоединяется к Фонду национального благосостояния.

Все дополнительные доходы государства от нефтегазовой отрасли (если цены на нефть будут выше, чем заложены в бюджете) теперь будут направляться в ФНБ.

Размер ФНБ на 1 января 2020 (предположительно):

Размер фондов на 1 ноября 2020 составлял:

– Резервный фонд – 975,5 млрд руб.
– ФНБ – 4,014 трлн руб.

Средства из ФНБ будут тратится правительством в случае незапланированного падения доходов бюджета на текущие расходы, в частности на социальные выплаты. По оценке экспертов, даже в случае очень неблагоприятной ситуации с поступлением доходов в бюджет средств ФНБ хватит как минимум на 3-4 года.

Вместо двух фондов останется один

Министр финансов России Антон Силуанов объявил о том, что имеется решение объединить Резервный фонд с Фондом национального благосостояния (ФНБ).

Две недели назад из Минфина поступала информация, что рассматривается возможность консолидации средств ФНБ и Резервного фонда, а не слияния или объединения их самих.

По мнению экспертов, такие планы правительства, в условиях, когда часть средств ФНБ тоже предполагается расходовать на покрытие дефицита бюджета, нельзя назвать неожиданными.

Размер фондов на 1 июня 2020:

– Резервный фонд – 932 млрд руб. (1,1% ВВП)
– ФНБ – 4,2 трлн руб. (4,8% ВВП)

Ожидается, что к концу 2020 года в ФНБ останется около 2 трлн руб.
Средства Резервного фонда могут быть исчерпаны полностью.

Минфин расходует Резервный фонд

Министерство финансов продолжает расходовать средства Резервного фонда на финансирование дефицита бюджета страны. В августе на эти цели было потрачено 390 млрд руб., и еще на 80 млрд рублей Резервный фонд уменьшился из-за отрицательной переоценки своих валютных счетов. Таким образом в августе Резервный фонд сократился в процентном выражении почти на 20%. Это самое резкое месячное сокращение за последние полтора года, в настоящий момент размер Резервного фонда составляет немногим более 2 трлн руб. К концу 2016 года в нем останется лишь 980 млрд руб., а в 2020 году его средства уже могут быть полностью исчерпаны.

Всего в суверенных фондах России – Резервном фонде и ФНБ – Фонде национального благосостояния, – в настоящий момент остается менее 7 трлн руб. По планам Минфина ФНБ будет задействован для бюджетных целей после исчерпания Резервного фонда.

Ожидается снижение объемов фондов

В середине января министр финансов России Антон Силуанов предупреждал, что Резервный фонд и неинвестированные средства Фонда Национального Благосостояния могут быть потрачены уже в 2016 году, если меры бюджетной оптимизации окажутся недостаточно эффективными.

Ранее в декабре прошлого года Центробанк предупреждал, что к середине 2020 года Россия может полностью потратить Резервный фонд, а к концу 2020 потерять большую части ФНБ.
В своем последнем выступлении в феврале, говоря о выпадающих нефтяных доходах, глава Минфина вновь заявил, что при низких ценах за баррель может потребоваться дополнительное использование средств Резервного фонда.

MoneyInformer в социальных сетях

Резервный фонд прекратил свое существование

Остававшиеся в нем средства в декабре пошли на покрытие дефицита бюджета

Москва. 1 февраля. INTERFAX.RU – 1 февраля Резервный фонд РФ прекратил свое существование через десять лет после создания. В начале 2020 года он слился с Фондом национального благосостояния, и Россия опять вернулась к единому суверенному хранилищу.

Читайте также:  Фонд по защите прав вкладчиков и акционеров

ФНБ и Резервный фонд

История российских суверенных фондов началась в феврале 2004 года с создания стабилизационного фонда (первоначально в него зачислили 106,3 млрд рублей), призванного защитить бюджет от ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. В него перечислялись дополнительные доходы от цен на нефть свыше $20 за баррель, с 2006 года цена отсечения была повышена до $27 за баррель. Средства фонда могли расходоваться, в частности, на покрытие дефицита бюджета при падении цен на нефть ниже $27 и на другие цели, если объем фонда превышал 500 млрд рублей (например, на досрочное погашение государственного внешнего долга РФ и на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ).

Впоследствии решено было разделить стабфонд на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ), определив для них разные цели. Резервный фонд должен был защищать бюджет от нефтяных колебаний, его средства могли направляться на финансирование дефицита. ФНБ же должен был обеспечивать софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан и сбалансированность бюджета Пенсионного фонда. И с февраля 2008 года в РФ стало действовать два фонда. У них были несколько отличающиеся стратегии управления (хотя обе они были достаточно консервативны).

Одновременно с этим было решено направлять в фонды не нефтяные доходы, а в целом нефтегазовые. Так, Резервный фонд стал формироваться за счет поступлений от НДПИ на нефть, газ, а также экспортных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты. При необходимости он мог использоваться на финансирование расходов бюджета и досрочное погашение внешнего долга. По достижении Резервным фондом нормативной величины в 10% ВВП (позже была снижена до 7%) нефтегазовые допдоходы направлялись в ФНБ. Инвестирование средств фондов должно было стать менее консервативным, чем стабфонда.

Позже, в 2013 году, Минфин попытался создать при правительстве РФ специализированное агентство по управлению средствами фондов, а также государственным долгом. Аргументировал он это необходимостью поднять доходность вложений фондов и увеличить долю средств, размещаемых в РФ, в том числе в инфраструктурные ценные бумаги. Однако дальше Госдумы законопроект не прошел.

В феврале 2008 года объем Резервного фонда составил 3,070 трлн рублей, в течение года он постепенно рос и в феврале 2009 года достиг 4,864 трлн рублей, после чего его объем стал сокращаться. В январе 2011 года объем фонда впервые упал ниже 1 трлн рублей – до 775 млрд рублей и до августа продолжал снижение (734 млрд рублей). Затем до февраля 2015 года он вновь рос и достиг своей высшей точки за всю историю существования – 5,865 трлн рублей. В 2020 году его объем колебался от 900 млрд рублей до 1 трлн рублей, в начале декабря он составил 994,6 млрд рублей, а по итогам года был обнулен.

Назад к единому хранилищу

Идея объединить фонды возникла нежданно-негаданно в прошлом году. Одним из первых об этом заявил человек, который немало поспособствовал созданию стабилизационного фонда, экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин. По его мнению, разница в управлении Резервным фондом и Фондом национального благосостояния стала условна, проблемы с пенсионной системой, для решения которых создавался ФНБ, наступили, поэтому существование двух фондов отдельно уже нецелесообразно. Кстати, действительно, впервые за все время существования ФНБ его средства были направлены на покрытие дефицита бюджета ПФР в сентябре 2020 года (164,18 млрд рублей, до конца года примерно такие суммы шли на дефицит ПФР ежемесячно).

Однако Минфин не сразу воспринял эту идею. Замминистра финансов РФ Сергей Сторчак, в частности, говорил, что технически это довольно сложно сделать.

В середине года Минфин придумал механизм, по которому средства ФНБ могли бы направляться в Резервный фонд и идти на финансирование дефицита бюджета. Одновременно с этим министр финансов РФ Антон Силуанов говорил и о решении объединить фонды. Однако на тот момент правительство не могло определиться, сливать ли фонды, оставляя один, либо ограничиться возможностью направлять средства ФНБ в Резервный фонд.

Но при рассмотрении поправок о пополнении Резервного фонда средствами ФНБ в Госдуме глава бюджетного комитета Андрей Макаров заявил, что правительству все же нужно определиться, по какому пути они пойдут. В результате поправки были изменены и одновременно с новым бюджетным правилом в Бюджетном кодексе появились положения об объединении фондов.

Целевая составляющая объединенного фонда – такая же, как у двух предшественников: сбалансированность страховой пенсионной системы, финансирование дефицита бюджета РФ и софинансирование добровольных пенсионных накоплений.

Объединенный фонд, как и раньше, будет формироваться за счет дополнительных нефтегазовых доходов (свыше $40 за баррель). Использование ФНБ на финансирование дефицита бюджетов РФ и ПФР предлагается осуществлять в зависимости от остатка средств фонда на конец очередного финансового года. Если общий объем средств в объединенном фонде превышает 5% ВВП, использование предлагается ограничить объемом недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем году. В том случае, если остаток фонда меньше 5% ВВП, то использование средств фонда предлагается ограничить 1% ВВП для того, чтобы сохранить минимальный допустимый объем средств в фонде.

До достижения объема фонда отметки в 7% ВВП его нельзя инвестировать в иные финансовые активы, за исключением начатых до 1 января 2020 года самоокупаемых инфраструктурных проектов.

Оптимистичные прогнозы

Минфин полон оптимизма в отношении будущего ФНБ. По словам Силуанова, при сохранении нынешней внешней конъюнктуры фонд может быть пополнен в 2020 году примерно на 3% ВВП. На начало 2020 года он составил 3,753 трлн рублей, что эквивалентно $65,15 млрд. Нормативной величины в 7% ВВП (без учета средств уже инвестированных в проекты) фонд достигнет в лучшем случае, в 2020 году. После чего его средства вновь могут начать инвестировать в инфраструктурные проекты.

Правительство потратило все средства Резервного фонда

В декабре Минфин полностью потратил средства Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета, говорится в сообщении на сайте ведомства. Остатки Резервного фонда — $7,62 млрд, €6,71 млрд и £1,10 млрд — были реализованы в Центробанке за 1 трлн руб. и зачислены на единый счет федерального бюджета. В результате на счетах Резервного фонда «сформировались нулевые остатки» и 1 февраля 2020 года, как и было задумано в прошлом году, он прекратит свое существование, отмечается в сообщении Минфина.

Резервный фонд обнулился еще 22 декабря, когда на финансирование бюджетного дефицита были потрачены последние 54 млрд руб., показывает статистика казначейства. В январе—ноябре 2020 года Резервный фонд оставался нетронутым. Дефицит бюджета в 2020 году, по оценкам Минфина, составил около 1,6% ВВП (1,5 трлн руб.).

Минфин неоднократно предупреждал об исчерпании Резервного фонда к концу 2020 года. Еще в начале 2016 года глава Минфина Антон Силуанов объяснял, что при сохранении темпов использования средств фонда он будет исчерпан к 2020 году. После этого дефицит бюджета придется покрывать за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ), объяснял Минфин.

В 2020 году правительству удалось значительно сократить траты суверенных резервов — чистая их трата составила около 790 млрд руб. вместо запланированных 1,7 трлн, сказал Силуанов журналистам 10 января. «Это было сделано благодаря работе бюджетного правила, которое предусматривает направление нефтегазовых доходов сверх цены в $40 за баррель в резервы правительства», — сказал он.

Своего максимума в рублевом выражении Резервный фонд достигал в начале 2015 года — 5,86 трлн руб., а максимума в отношении к размеру экономики — в начале 2009 года: 12,5% ВВП. За 2016 год объем Резервного фонда сократился в 3,7 раза — с 3,64 трлн руб. до менее 1 трлн.

Читайте также:  Что такое хедж фонды?

Один фонд вместо двух

Всего в 2020 году из суверенных фондов правительство потратило свыше 1,6 трлн руб., говорил Силуанов в конце декабря. Помимо 1 трлн руб. из Резервного фонда правительство потратило 622 млрд руб. из ФНБ, из которых 616,7 млрд было потрачено на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда.

Минфин в июне 2020 года предложил консолидировать два суверенных фонда в один. Силуанов объяснял, что ликвидная часть ФНБ и Резервный фонд — это фактически один и тот же источник финансирования расходов бюджета. Сосуществование двух фондов считал нецелесообразным и экс-министр финансов Алексей Кудрин. «Нам нужен резерв, он должен находиться в ликвидном варианте. Сегодня под это вся конструкция заточена, все свободные средства должны быть высоколиквидными, быстро высвобождаться в случае кризиса», — пояснял Кудрин.

Теперь у России остался один суверенный фонд, но он вновь начнет пополняться в этом году. В 2020 году Минфин уже получил дополнительные нефтегазовые доходы на сумму, ориентировочно, 829 млрд руб. — на них покупалась иностранная валюта, которая до 1 октября 2020 года будет перечислена в ФНБ. В рамках постоянного бюджетного правила весь объем нефтегазовых сверхдоходов будет направляться в ФНБ.

Резервный фонд и ФНБ были созданы в 2008 году в результате разделения Стабилизационного фонда. Первый являлся источником финансирования бюджетного дефицита в случае резкого падения доходов казны. Второй же создавался как часть механизма пенсионного обеспечения граждан на длительную перспективу, хотя по существу эта функция так и не заработала. Например, в 2008–2009 годах часть ФНБ была потрачена на антикризисную помощь банкам (в результате фонд сейчас владеет привилегированными акциями ВТБ, Газпромбанка и Россельхозбанка на 279 млрд руб.). Другую часть средств было решено инвестировать в долгосрочные самоокупаемые инфраструктурные проекты, такие как модернизация Транссиба и БАМа или строительство АЭС в Финляндии.

На 1 января 2020 года объем ФНБ в рублевом эквиваленте составляет 3,75 трлн руб. Но, как следует из расчетов РБК, основанных на данных Казначейства, лишь 59% этого объема (2,2 трлн руб.) — свободные ресурсы, которые могут быть в любое время взяты со счетов в ЦБ и использованы для финансирования бюджетного дефицита или дефицита Пенсионного фонда.

Остальное вложено в финансовые активы — депозиты во Внешэкономбанке (222,5 млрд руб. плюс $6,25 млрд), привилегированные акции ВТБ, Россельхозбанка и Газпромбанка (279 млрд руб.), ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов (113 млрд руб. и $4,1 млрд, которые размещены в привилегированных акциях РЖД и Атомной энергостроительной корпорации, облигациях «Ямал СПГ», «Запсибнефтехима» и т.д.), депозиты в ВТБ и Газпромбанке для финансирования инфраструктурных проектов (164 млрд руб.). Еще $3 млрд из ФНБ были инвестированы в конце 2013 года в покупку еврооблигаций Украины, по которым она отказалась платить после смены власти в стране.

Ликвидные средства ФНБ, хранящиеся на валютных счетах в Центробанке, могут размещаться в высоконадежных облигациях иностранных государств, например американских госбумагах.

В течение 2020 года Минфин планирует закупить валюту для ФНБ примерно на 2 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов при ценах на нефть $54–55 за баррель, оценивал Силуанов (эти суммы, соответственно, будут переведены в ФНБ уже в 2020 году). При $60 объем закупок валюты составит 2,8 трлн руб.

В новом году средства ФНБ станут основным наряду с заимствованиями источником покрытия дефицита федерального бюджета — из ФНБ планируется использовать 586 млрд руб. Но в последующие два года, когда ФНБ уже почти не будет тратиться, а только пополняться, главным источником покрытия дефицита станут заимствования. Дефицит бюджета при этом установится в пределах 1% ВВП.

За 2016 год Резервный фонд сократился на 73,3%, ФНБ — на 16,6%

За 2016 год в России Резервный фонд сократился на 73,3% – до 972,13 млрд рублей, Фонд национального благосостояния (ФНБ) — на 16,6%, до 4,36 трлн рублей. Об этом говорится в опубликованных материалах Минфина РФ.

При этом за декабрь Резервный фонд уменьшился на 58,2% – до 972,13 млрд рублей, Фонд национального благосостояния — на 5,81%, до 4 359,16 млрд рублей.

В декабре 2016 года часть средств Резервного фонда в иностранной валюте со счетов в Банке России в суммах $ 6,87 млрд, € 6,44 млрд и £1,21 млрд была реализована за 966,90 млрд рублей, а вырученные средства зачислены на единый счет федерального бюджета.

При этом в 2016 году доходы от размещения средств фондов были зачислены в федеральный бюджет дважды — в январе и в декабре, а не только в январе, как в предыдущие годы, говорится в сообщении министерства. Это отличие связано с тем, что в 2016 году дата начала/окончания процентных периодов, по завершении которых Банк России уплачивает проценты по размещенным на счетах в иностранной валюте средствам суверенных фондов, была перенесена с 15 января на 15 декабря.

Так, в декабре 2016 года в федеральный бюджет зачислены доходы от размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России за период с 15 января по 15 декабря 2016 года в сумме 10,51 млрд рублей. Кроме того, в декабре 2016 г. в федеральный бюджет были зачислены доходы от размещения средств ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России за период с 15 января по 15 декабря 2016 года в сумме 8,76 млрд рублей.

Минфин разместил средства ФНБ на депозитах ВЭБ в декабре 2016 года на сумму 3,246 млрд рублей. В частности, эти средства были размещены на депозитах ВЭБ по ставке 6% годовых с ежегодной уплатой процентов в целях финансирования двух проектов Внешэкономбанка. Так, 3,2 млрд рублей со сроком возврата в декабре 2030 года будут направлены на финансирование приобретения и предоставления во владение и пользование (лизинг) вагонов Московского метро, еще 4,36 млн рублей со сроком возврата в декабре 2020 года будут направлены на финансирование модернизации вагонов метро в Будапеште (Венгрия).

По данным Минфина, совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России, пересчитанного в доллары, с 15 января по 31 декабря 2016 года составила $ 20 млн, что эквивалентно 1,15 млрд рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах за период с 1 января по 31 декабря 2016 года составила отрицательную величину (-) 531,54 млрд рублей.

По состоянию на 1 января 2020 года объем ФНБ составил $ 71,87 млрд, в том числе на отдельных счетах по учету средств ФНБ в Банке России размещено $ 19,51 млрд, 20,76 млрд евро и 3,83 млрд фунтов стерлингов. На депозитах во Внешэкономбанке — 198,23 млрд рублей и $ 6,25 млрд, в евробонды Украины — $ 3 млрд, в ценные бумаги российских компаний, реализующих отобранные правительством инфраструктурные проекты, — 112,63 млрд рублей и $ 4,11 млрд, в привилегированные акции кредитных организаций — 278,99 млрд рублей. Кроме того, на депозитах в ВТБ и Газпромбанке для финансирования инфраструктурных проектов размещено 164,43 млрд рублей.

Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России, пересчитанного в доллары, за период с 15 по 31 декабря 2016 года составила $ 50 млн, что эквивалентно 3,22 млрд рублей. Курсовая разница от переоценки средств Фонда за период с 1 января по 31 декабря 2016 года составила отрицательную величину (-) 861,26 млрд рублей.

Оцените статью
Добавить комментарий