Акции компаний игровой индустрии

Топ-9 акций для получения дохода от киберспорта

«Я не фанат киберспорта, по крайней мере, пока им не стал. Но на финал в прошлые выходные решил пойти, – пишет колумнист Marketwatch Майкл Браш. – Как инвестору, мне стало интересно посмотреть, чем же вызван такой ажиотаж. Атмосфера была наэлектризована до предела – болельщики наблюдали, как две команды выстроились за столами на сцене, а сам процесс игры демонстрировался на больших экранах над ними».

На арене вместимостью 20000 мест (причем все билеты были распроданы) команда London Fusion соревновалась с Philadelphia Fusion, и первая выиграла. Финал был похож на что-то среднее между концертом Beatles и вторым «британским вторжением», а атмосфера была намного более напряженной, чем на большинстве финальных соревнований Высшей лиги.

Судя по энергетике, царящей на бруклинской арене «Барклайс-центра» во время финала Overwatch League, киберспорт занял достойную позицию в современном мире и обещает стать мощным потребительским трендом, для которого непременно нужно найти место в инвестиционном портфеле.

Настоящий ажиотаж, вызванный данным событием, как раз и является одной из причин, по которым аналитик Baird Колин Себастьян верит, что этот вид спорта займет почетное место в сфере развлечений, достигнув $145 млрд в годовом объеме продаж к 2020 году. Аналитик советует инвесторам хорошо присмотреться к компаниям, стоящим во главе нового тренда.

Владельцы киберспортивных лиг

Разработчики видеоигр получают непосредственную выгоду, поскольку они владеют киберспортивными лигами – это приносит им доход от продажи билетов, мерчендайзинга, публикаций материалов в СМИ, рекламы и спонсорства. А также косвенную – у киберспорта становится все больше поклонников, что помогает увеличивать продажи.

1. Tencent Holdings владеет Riot Games, чья «Лига легенд» является одной из самых популярных компьютерных игр в мире, а также League of Legends Championship Series – профессиональной киберспортивной лиги.

Tencent считается основным холдингом в данной сфере, поскольку он очень популярен в Китае, где компания и была основана. Китай имеет самую большую базу геймеров в мире – около 442 млн по состоянию на 2020 год, при этом уровень вовлеченности интернет-пользователей оценивается в 57%, судя по данным CNNIC. На Китай приходится третья часть от общего дохода всемирной игровой индустрии, сообщает NewZoo.

Tencent заключила договор с Disney, по которому развлекательный портал получает право создать специализированный стриминговый сервис для трансляции League of Legends вплоть до 2023 года. Кроме того, Tencent планирует запустить в Китае телевизионный канал, который будет освещать события киберспорта.

2. Activision Blizzard владеет Overwatch League – лигой, финал которой проводился в «Барклайс-центр». Сейчас в лиге 12 команд, но со временем число должно увеличиться до 28. Компания также планирует создать лигу для игры Call of Duty, сообщает аналитик Goldman Sachs Кристофер Мервин.

Activision Blizzard привлекает инвесторов и по другим причинам. Корпорация уже владеет компанией King – создателем знаменитой мобильной головоломки Candy Crush Saga, которая приносит немалую прибыль. Кроме того, ключевым источником роста корпорации становится конвертация игр для ПК и консолей в мобильные, спрос на которые быстро увеличивается в Китае, где компания надеется расширить свои возможности через партнерство с NetEase.

Еще одним фактором, который может способствовать росту акций компании, станет релиз игры Call of Duty: Black Ops 4, запланированный на октябрь.

«Бизнес Activision представляет собой диснеевские развлечения 21 века, но с более высокой операционной рентабельностью», – говорит аналитик Jefferies Тимоти О’Ши.

Тем не менее, акции Activision Blizzard могут страдать «приступами слабости» из-за боязни конкуренции со стороны игры Fortnite, созданной Epic Games. Но не стоит беспокоиться.

«Несомненно, Fortnite – одна из самых популярных игр за долгое время, но даже несмотря на это, ее цель – расширить рынок, а не поглотить его», – отмечает О’Ши.

3. Американский издатель, разработчик и дистрибьютор компьютерных игр Take-Two Interactive полностью владеет компаниями 2K Games и Rockstar Games. Компания установила партнерские отношения с Национальной баскетбольной ассоциацией (НБА), готовясь к запуску лиги NBA 2K eLeague.

4. Electronic Arts — американская корпорация, которая занимается распространением видеоигр, а также создает лиги на базе Международной федерации футбола (ФИФА) и серии футбольных игр Madden NFL. Пока что Electronic Arts получает за это не самые большие деньги, но все еще впереди.

О растущем влиянии киберспорта свидетельствует еще и тот факт, что известные бренды все чаще становятся спонсорами в данной области: Toyota, HP, Intel, T-Mobile US, Nissan, Berkshire Hathaway и Unilever.

Кроме того, в индустрию инвестируют владельцы и топ-менеджеры традиционных спортивных команд.

Компании-платформы

Twitch – самая популярная платформа для просмотра киберспортивных соревнований. Ежедневная аудитория сервиса за январь составила 962000 человек. По данным Mintel, этот показатель намного выше, чем у двух крупнейших телевизионных каналов: в 2020 году за сутки к MSNBC подключилось 885000 человек, а к CNN – 783000.

Растущая аудитория Twitch становится привлекательной и для знаменитостей – в марте канадский рэпер Дрейк сыграл в компьютерную игру Fortnight с известным геймером Тайлером Блевинсом.

По мнению Джона Балларда, Twitch всегда был главным козырем Amazon. Он считает, что приобретение компанией стримингового сервиса еще в 2014 году было по-настоящему умным ходом. Баллард описывает Twitch как соцсеть для геймеров, где зрители могут следить за игрой любимых стримеров, а также общаться с другими игроками и совершенствовать свои навыки.

Как самая крупная платформа с 70% активных пользователей ежемесячно, по данным Goldman Sachs, Twitch неплохо зарабатывает на «сетевом эффекте». Сервис продолжает развиваться и совершенствоваться, привлекая все больше новых пользователей, а Amazon.com получает свою долю от продаж. Компания также интегрировала Twitch в Prime, что помогает сервису Amazon становиться масштабнее.

«Twitch представляет собой один из самых привлекательных активов в мире киберспорта», – говорит аналитик Goldman Sachs Хит Терри. Но как ни странно, Amazon не упомянула стриминговый сервис в своей последней квартальной отчетности. Компания сослалась на Twitch только однажды в годовом отчете, но и то косвенно.

Торговцы «железом»

Инвесторы в сферу высоких технологий, знают, что успешными могут быть не только компании, продающие готовую продукцию. Неплохую прибыль принесут и акции предприятий, которые занимаются разработкой технической базы для данной области. Именно поэтому Nvidia продолжает оставаться привлекательной. Корпорация создает линейку высокопроизводительных графических процессоров GeForce (GPU), используемых на мощных ПК, которые нравятся геймерам. Так что растущая популярность киберспорта только поможет Nvidia успешно развиваться и в дальнейшем.

«Nvidia создает уникальную возможность для привлечения все большей аудитории геймеров», – отмечает аналитик Goldman Sachs Тошия Хари. Корпорация занимает лидирующее положение среди производителей игровых видеокарт, отчасти потому, что она вкладывает большую часть своего бюджета в разработку GPU-платформ, в то время, как ее конкурент AMD занимается развитием других производственных линий. Специализированные чипы Nvidia также могут быть использованы в искусственном интеллекте, центрах обработки данных машинного обучения и беспилотных автомобилях.

Не стоит забывать и про Logitech International – ведущего поставщика высококачественных игровых мышей, гарнитур и игровых клавиатур. Внимания достойна также корпорация Microsoft – хотя у нее так и не получилось стать известным производителем смартфонов, компания продает популярный Xbox. В конце прошлого года вышла обновленная линейка Xbox One X, целевой аудиторией которой как раз и являются геймеры.

Можно купить ETF

Инвесторов, которые хотят быть в курсе всех последних трендов в мире видеоигр и киберспорта, может заинтересовать биржевой инвестиционный фонд ETFMG Video Game Tech размером в $120 млн. Его портфель состоит из акций 72 предприятий из данной сферы, самая крупная из них – Glu Mobile.

ETF практически не изменился за год, по сравнению с 5% ростом индекса S&P 500, все акции из которого можно купить на Санкт-Петербургской бирже.

Акции компаний игровой индустрии

Индустрия компьютерных игр с каждым годом развивается все стремительнее. Растет аудитория, увеличивается стоимость разработки и конечная цена новых проектов на рынке. Одновременно набирает обороты относительно молодая индустрия киберспорта. Если в период его зарождения речь шла о сотнях тысяч долларов в качестве призовых для наиболее успешных спортсменов, то сейчас суммы исчисляются сотнями миллионов.

Сами игры приносят разработчикам деньги не только от розничных продаж: в геометрической прогрессии растет количество внутриигровых транзакций. На покупки игровых предметов в популярной игре Fortnite жанра «королевская битва» в 2020 году игроки потратили $2,4 млрд. В результате Fortnite стала наиболее прибыльным «условно-бесплатным» проектом года.

Сегмент акций производителей видеоигр называют очень перспективным, однако до недавнего времени он оставался несколько «перегретым», рассказали аналитики. «После коррекции в 2020 году по лидерам сегмента [финансовые] мультипликаторы стали более привлекательными, однако мы все равно рекомендуем придерживаться взвешенного подхода при их оценке», — указал аналитик инвестиционно-финансовой компании «Солид» Вадим Кравчук.

Первостепенную роль в дальнейшей динамике финансовых показателей будет играть востребованность франшиз, которыми обладают компании, а также их маржинальность и способность улучшать финансовые показатели, перечислил эксперт.

Первый квартал 2020 года оказался для многих игровых компаний не менее сложным, чем четвертый квартал 2020 года. «2018 год закончился общим снижением американского фондового рынка, и котировки игровых гигантов, таких, как Electronic Arts (EA), Activision Blizzard и Take-Two Interactive попали под раздачу. В этом году ситуация складывается неблагоприятно внутри самих компаний», — заметил эксперт отдела инвестиционных стратегий «БКС Брокер» Иван Пчелинцев.

По просьбе РБК Quote аналитики сравнили три компании-гиганта индустрии видеоигр и выбрали самую перспективную для инвестиций.

Activison Blizzard: настораживает отсутствие новинок

Эта компания основана в 2008 году в результате слияния Vivendi Games и Activision. Последняя была создана еще в 1979 году и получила известность благодаря сериям Quake, Call of Duty, Tony Hawk Pro Skater и большому количеству других игр.

Blizzard Entertainment, частично подарившая название новой компании, была основана в 1991 году. Три наиболее популярные игровые вселенные этой студии — Warcraft, Diablo и Starcraft. Сейчас капитализация объединенной компании на рынке превышает $34 млрд.

В начале этого года рынки бурно отреагировали на новость о том, что Activision Blizzard приготовилась к масштабной реорганизации, после которой из компании уйдет около 800 человек. Одновременно с этим стало известно о том, что компанию покинет Майкл Морхейм, который основал Blizzard.

Читайте также:  Вывод денег с Форекса

Еще одной негативной новостью стала кампания группы Game Workers Unite, запущенная вскоре после новостей о массовых увольнениях, отметил Иван Пчелинцев из «БКС Брокер». Группа, выступающая за права разработчиков, начала призывы к увольнению главы Activision Blizzard Бобби Котика, который вошел в топ-100 самых переоцененных директоров на основе сопоставления зарплат в компаниях США. В этот же рейтинг попал, например, глава Apple Тим Кук, заработавший почти $16 млн за год, что в 285 раз больше средней зарплаты в компании.

В «БКС Брокер» считают, что поскольку Activision Blizzard не строит планов по анонсированию новых интересных проектов в этом году (в планах лишь выпуск ремейка Warcraft III на ПК и вариант игры Diablo для мобильных платформ), акции компании вряд ли стоит рассматривать для вложений в ближайшее время.

И все же на текущий момент у компании остаются сильные проекты, генерирующие денежный поток, включая киберспортивные дисциплины Overwatch, Hearthstone и Heroes of the Storm, считают аналитики «Фридом Финанса». «Благодаря диверсифицированной выручке акции компании имеет целевую цену на уровне $62», — полагает начальник аналитического управления инвестиционной компании Вадим Меркулов.

Кроме того, Activision Blizzard является лидером по капитализации среди игровых компаний, но при этом самой дешевой по соотношению EV/ EBITDA (13,7). Это связано именно с небольшим числом ярких новых проектов, считает аналитик «Солида» Вадим Кравчук.

Несмотря на вышеуказанные обстоятельства прошлый год для компании выдался рекордным с позиции финансовых результатов. В Activision Blizzard зафиксирован прирост выручки на 7%, операционной прибыли — на 48%. Затраты на исследования и разработки — а это ключевая статья расходов — остаются под контролем, а количество денег на балансе превышает величину долговых обязательств вдвое, заметил Кравчук.

«С сентября прошлого года акции потеряли почти 50% стоимости, тем самым вернувшись к справедливым уровням с позиции прибыли и свободного денежного потока . Учитывая статус лидера сектора, недооцененность относительно конкурентов и наличие интересных продуктов, считаем, что акции компании имеют неплохие долгосрочные перспективы для покупки», — резюмировал эксперт. Его целевая цена по этим акциям — $57.

Стоит учитывать, что инвесторы реагируют на краткосрочные изменения в трендах ярче всего, в то время как в долгосрочной перспективе, с выпуском новых продуктов, можно ожидать рост стоимости бумаг Activision Blizzard, подтвердил заместитель председателя Локо-Банка Андрей Люшин.

Консенсус-прогноз от аналитиков, приведенный в системе Refinitiv, предполагает потенциал роста котировок на 17%. Покупать акции рекомендуют 22 профильных эксперта, еще 12 советуют держать бумаги.

Electronic Arts: все зависит от обновлений

Компания Electronic Arts существует с 1982 года. Среди ее наиболее известных игровых серий — Medal of Honor, Battlefield, The Sims, FIFA, линейка игр Star Wars, а также Need for Speed. Капитализация почти в $27,5 млрд делает EA второй в списке крупнейших в этом сегменте.

Несмотря на то, что Electronic Arts отстает по капитализации от Activision Blizzard, она торгуется чуть дороже по мультипликатору EV/EBITDA (15,5), сообщил аналитик компании «Солид» Вадим Кравчук. Важным отличием от Activision Blizzard также является наличие видеоигр, которые обновляются каждый год, что позволяет увеличивать выручку от продаж и продления подписки на сервисы. Один из таких примеров — ежегодный релиз новой версии футбольного симулятора FIFA.

«Темпы роста и далее будут сохраняться вблизи текущих значений, поэтому значительного роста сейчас не ждем. Целевая цена — $108 за акцию, потенциал роста меньше, чем по Activision Blizzard», — считает Вадим Кравчук из «Солида».

В феврале этого года EA выпустила конкурента Fortnite, заработавшей почти $2,5 млрд за год — игру Apex Legends. По оценкам SuperData, игра от Electronic Arts смогла в первый месяц выйти на четвертое место по выручке на консольном рынке и на шестое на рынке РС. Компания активно подогревает интерес к новому проекту, привлекая к раскрутке Apex Legends звезд игровой индустрии

«Это может выровнять статистику и компенсировать провал цены бумаг на 17% в январе, причиной которому стала неудовлетворительная финансовая отчетность компании», — полагает Андрей Люшин из Локо Банка.

Компания старается поддерживать свои сильные бренды, выпуская новые части франшиз ежегодно, отметил начальник аналитического управления компании «Фридом Финанс» Вадим Меркулов. «Для упрочнения темпов роста выручки также был разработан сервис Origin Access, являющийся платной подпиской стоимостью $5 в месяц и дающий доступ к старым версиям игр, а также скидку на приобретение новых игр в размере 10% и их пробные версии», — указал эксперт.

26 марта руководитель компании объявил о реструктуризации штата компании в маркетинговых, издательских и производственных отделах, что повлечет сокращение штата на 350 человек при общем количестве в 9000 сотрудников. Также было упомянуто о сокращении присутствия на рынках России и Японии, пусть даже локализация игр и контент будет предоставляться в прежнем формате. Целевая цена по акциям этой компании от «Фридом Финанс» — $115 до конца года.

По мнению эксперта отдела инвестиционных стратегий «БКС Брокер» Ивана Пчелинцева, дела у EA обстоят лучше, чем у Activision Blizzard. «Компания продолжает собирать прибыль с недавно вышедшего блокбастера Anthem, а также проводит обширную его доработку и улучшения. Кроме того, огромное внимание EA уделяет подготовке улучшений для Battlefield V и Apex Legends. Но и это еще не все. В очереди на выход еще двух новых крупномасштабных проектов — Dragon Age 4 и Star Wars Jedi: Fallen Order, которые компания планирует показать и полноценно анонсировать на предстоящей выставке E3», — перечислил Пчелинцев.

Проблемы компании, возникшие с многочисленными жалобами пользователей на микротранзакции и так называемые «лутбоксы», сходят на нет, и у EA появляется все больше позитивных моментов, на которые обращают внимание инвесторы, констатировал эксперт. «Лутбоксы» — это форма монетизации компьютерных игр, когда за реальные деньги можно приобрести коробку со случайными виртуальными предметами различной ценности и назначения.

Аналитики, опрошенные Refinitiv, считают, что в акциях EA есть потенциал роста около 11,5%. Покупать бумаги рекомендует 23 эксперта, еще 10 советуют их держать. «Консенсус-прогнозы по EA на уровне $102 явно занижены. По моим оценкам, котировки компании могут с легкостью достигнуть отметки в 115-120$ за акцию», — считает Иван Пчелинцев.

Take-Two Interactive: недооцененный гигант

Американский издатель, разработчик и дистрибьютор компьютерных игр Take-Two Interactive владеет студиями 2K Games и Rockstar Games. В их активе популярные игровые серии Grand Theft Auto, Serious Sam, Max Payne, Red Dead, Mafia и BioShock. Чуть более десяти лет назад Take-Two хотела поглотить корпорация Electronic Arts, однако попытки не увенчались успехом. Сегодня Take-Two — это самостоятельная компания с капитализацией более $10 млрд.

Еще одна из студий компании — Private Division — была сформирована в 2020 году. Она еще не успела создать громких новинок, но активно ведет разработку. Среди ее продуктов — Kerbal Space Program, The Outer Worlds, Darkborn. Кроме того, у Take-Two есть подразделение Social Point, которое занимается разработкой игр для мобильных платформ — условно-бесплатных, но со встроенными транзакциями. Среди них можно выделить Dragon City и Monster Legends, перечислил начальник аналитического управления компании «Фридом Финанс» Вадим Меркулов.

В конце 2020 года выпущенная Rockstar Games игра Red Dead Redemption 2 поставила абсолютный рекорд по выручке за первые выходные продаж по всей развлекательной индустрии, включая кино и музыку. Это оказало крайне положительное влияние на акции компании, к которым тут же возник огромный интерес у инвесторов, обратил внимание представитель Локо Банка Андрей Люшин.

В целом, компания активно развивает свои наиболее успешные франшизы: серии GTA, Red Dead Redemption и Bioshock сохраняют топовые позиции в чартах. Однако недавно компания столкнулась с негативными отзывами пользователей, играющими в онлайн-версию Red Dead Redemption 2, что негативно повлияло не только на ожидания инвесторов, но и на реальный финансовый результат компании за последний квартал 2020 года, указал Вадим Меркулов.

«В феврале стоимость [акций Take-Two] упала практически на 12%, а затем резко начала восстанавливаться. Это произошло из-за слухов о том, что Sony может приобрести компанию. Сейчас график стоимости акций совершает разнонаправленные движения, четких рекомендаций по поводу купли-продажи дать нельзя», — считает Андрей Люшин из Локо Банка.

Компания повысила свой прогноз по выручке и прибыли на 2020 год, однако он оказался ниже ожиданий рынка, указал аналитик «Фридом Финанс» Вадим Меркулов. Компания ожидает роста выручки в среднем до $2,68 млрд, или на 49,8%, тогда как аналитики ожидали сохранения более высоких темпов роста — около 67%, до $2,99 млрд. Ожидаемый рост прибыли компании также оказался меньше, чем предполагал консенсус. Компания прогнозирует прибыль в 2020 году в размере $360,5 млн, тогда как рынок рассчитывал на $585 млн.

«Также стоит отметить снижение маржинальности в этом квартале. Валовая маржа снизилась с 44,3%, зафиксированных в прошлом году, до 28% сейчас. Наша целевая цена до конца 2020 года — $103 за акцию», — считает аналитик «Фридом Финанс».

Take-Two Interactive является самой небольшой по капитализации среди трех рассматриваемых компаний, но при этом она вдвое дороже конкурентов по мультипликатору EV/EBITDA (28,1). Такая диспропорция стала возможной благодаря агрессивному росту в 2020 году, считает Вадим Кравчук из «Солида».

«Маржинальность у компании ниже, чем у других, выручка в последние годы растет слабо, а из последних четырех лет два года были завершены с чистым убытком, пусть и небольшим. Очевидно, что причиной роста стали позитивные ожидания инвесторов, которые могут быть пересмотрены в худшую сторону уже в ближайшее время», — предупредил аналитик. Он считает, что потенциал роста этих акций чуть ниже, чем у бумаг Activision Blizzard и приводит его оценку в $110.

Take-Two, в отличии от своих конкурентов столкнулась с еще одной трудностью, повлиявшей на оценку ее акций. 25 марта в возрасте 49 лет умер основатель компании Райан Брэндт. «В мире инвестиций подобные события обычно вызывают опасения среди инвесторов, и Take-Two не остались в стороне. Котировки тогда достигли отметки в $90, снизившись чуть меньше, чем на 10%», — заметил эксперт отдела инвестиционных стратегий «БКС Брокер» Иван Пчелинцев.

В целом же у компании на данный момент нет каких-либо экономических проблем, подобных ее конкурентам, и когда эмоции инвесторов относительно смерти основателя Take-Two сойдут на нет, акции снова станут привлекательными, считает Пчелинцев. Он видит в них потенциал роста в 23%.

Читайте также:  Awesome oscillator для Форекс

Консенсус-прогноз от Refinitiv предполагает потенциал роста почти в 36% от текущих отметок, и в компании «БКС Брокер» считают его несколько завышенным — по мнению экспертов, реалистичная оценка акций — $108-$110 за штуку. 22 аналитика, опрошенных Refinitiv, советуют покупать акции издателя видеоигр, еще трое — держать, один эксперт советует продавать.

«Единственным и самым важным риском для компании является отсутствие анонсов новых проектов в 2020 году. Будущие проекты типа новых серий BioShock и Borderlands появятся не раньше 2020 года. И сможет ли компания удержать на плаву рост выручки за счет уже давно вышедших Red Dead Redemption 2 и GTA V — вопрос открытый», — подытожил Иван Пчелинцев.

Какой доход можно извлечь из инвестиций в киберспорт

Игровой рынок в 2020 году оценивается в сумму свыше $135 млрд, обогнав кино и музыкальную индустрию. На это влияет стремительно растущая популярность видеоигр, а также развитие новых направлений в данной сфере. То, что активно прогрессирует, рано или поздно попадает в поле зрение инвестора. Реально ли получить доход от инвестирования в игровую индустрию и киберспорт?

Что входит в понятие киберспорта

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Резкий рост популярности видеоигр прослеживается со времени распространения интернета. Появление онлайн-игр позволило вовлекать в эту сферу все большее количество людей. Целевую аудиторию составляет не только молодежь: играют все возрастные категории. Столь большая популярность обусловлена также развитием социальных медиа. Отдельное внимание стоит уделить стримингу видеоигр, где стример в режиме онлайн проходит какую-либо игру под наблюдением миллионов зрителей. Именно стримеры являются одними из богатейших блогеров в YouTube.

Самая быстроразвивающаяся часть игрового мира – киберспорт. Это направление в скором времени способно вывести индустрию видеоигр на еще большие прибыли. Достаточно посмотреть на организацию любого топового чемпионата по киберспорту. К примеру, призовой фонд турнира по Dota 2 превышает $25 млн! Эта сумма выше гонораров, предусмотренных в хоккее, большом теннисе и велогонках.

Трансляция киберсоревнований на платформе Twitch имеют большую аудиторию, чем каналы CNN и MSNBS и составляет около 1 млн человек ежедневно. Спонсорами самых популярных соревнований являются Toyota, Intel, Berkshire Hathaway и многие другие компании из различных направлений бизнеса. Объяснение этому найти несложно, ведь атмосфера на подобных чемпионатах накаляется до предела, подогревая зрительский азарт.

Участвуя в современных играх, люди готовы отдавать немалые деньги на развитие навыков и снаряжения своих персонажей и локаций. Такие покупки называют донатом. Подобным способом можно довольно быстро прокачать персонажа и попутно обогатить создателя игры. Выручка многих разработчиков, помимо продаж собственно видеоигр, складывается из виртуальных покупок игроков. К примеру, самым дорогим приобретением в виртуальном мире является планета Калипсо из игры Entropia, которая обошлась покупателю в $6 млн!

Краудлендинговая платформа Zaimoteka: впечатления и отзывы

Честный отзыв инвестора о сервисе Займотека

Надеюсь, приведено достаточно доводов, говорящих о том, что игровая индустрия и дальше будет расти в объемах. Но как же можно на этом заработать, не прибегая к самому игровому процессу? В поиске ответа рассмотрим основных участников индустрии, торгующихся на фондовом рынке в сегменте видеоигр.

Какие акции из сферы киберспорта торгуются на бирже

В современной индустрии видеоигр и киберспорта существуют сотни компаний, так или иначе участвующих в поддержании и развитии всей этой экосистемы. Ежедневно появляются новые разработчики видеоигр, стриминговые сервисы и аксессуары для игроков. Но мы не будем рассматривать всякого рода стартапы с площадок типа Kickstarter, собирающие деньги на новые проекты.

Назовем лишь некоторые крупнейшие компании в мире видеоигр, своего рода «голубые фишки» киберспорта. Среди них и разработчики, и производители «железа», и создатели контента. Однако к рассмотрению весомости каждой из перечисленных компаний нужно подходить внимательно, так как для некоторых из них игровой бизнес может быть лишь одним из направлений.

Tencent Holdings

Tencent Holdings – крупнейший китайский инвестиционный холдинг, куда входит десятки компаний. Часть из них связана сферой видеоигр. Этот холдинг является владельцем самой крупной киберспортивной лиги League of Legengs Championship Series. В него входят и компании-разработчики видеоигр, и PR-компании, и социальные сети. Самая большая социальная сеть WeChat принадлежит именно Tencent. Кстати, помимо всего прочего, холдинг владеет 7% Mail.ru.

Activision Blizzard

Любой, кто когда-либо увлекался видеоиграми, хоть раз слышал о проектах Activision Blizzard: Warcraft, Call of Duty, Overwatch. К слову о последней, Overwatch League является одним из самых престижных кибертурниров. Также компания получает большую выручку за счет интеграции своих продуктов в мобильные платформы. Акции Activision Blizzard уже год находятся в просадке, но в этой индустрии выпуск новой игры может резко поменять ситуацию.

Обзор P2B платформы OZON Invest

Мои отзывы о сервисе для инвесторов Ozon Invest от магазина Озон

Electronic Arts

Это одна из старейших компаний, разрабатывающих видеоигры. Родившись в далеком 1982 году, Electronic Arts разрослась до всемирно известной (не только в игровом пространстве) компании с капитализацией $30 млрд. Всем знакомы спортивные симуляторы FIFA, NHL, серия гоночных симуляторов Need for Speed. Компания также проводит кибертурниры на базе международных спортивных федераций.

Nvidia

Производители компьютерного «железа» являются важными участниками игровой индустрии. Обеспечивать растущие потребности игроков по всему миру непросто ввиду усложнения вычислений и повышения требований к графике. В этом плане «впереди планеты всей» Nvidia, занимающаяся производством видеокарт – графических плат для компьютеров.

Спрос рождает предложение, и геймеры обеспечивают растущий поток клиентов для компании. К тому же видеокарты от Nvidia удовлетворяют потребности проектов, специализирующихся на сложных вычислениях и искусственном интеллекте. Майнинг криптовалют, кстати, также выполняется на устройствах от Nvidia. Акции компании сильно потеряли в цене после сдувания пузыря биткоина, но сейчас вновь находятся в растущем тренде.

Microsoft

Это одна из крупнейших в мире компаний с капитализацией около триллиона долларов, а ее продукты знакомы всем, кто хоть раз включал компьютер. По части комплектующих для игровых ПК эта компания заметно уступает Nvidia. Однако множество геймеров активно пользуется другим продуктом компании Билла Гейтса – видеоприставкой Xbox One. Перед релизом очередной версии Xbox есть смысл обращать внимание на акции Microsoft.

Стоит ли рассматривать кибериндустрию для инвестиций

Если учесть приведенные выше доводы, то можно приглядеться к некоторым компаниям из индустрии видеоигр. Это очень динамичное направление, и средства, вкладываемые в подобные фирмы, будут только расти. Не стоит забывать и тот факт, что многие из этих компаний попутно занимаются не только разработкой игр и компьютерных комплектующих, но и другими востребованными продуктами. Это же обстоятельство может сыграть и в обратную сторону. Если, к примеру, Microsoft плохо выступит с новым продуктом в сфере облачных решений, то даже успешная видеоприставка не сможет удержать акции от падения. Ценные бумаги из сферы киберспорта я рекомендую рассматривать как инструмент для диверсификации инвестиционного портфеля с относительно высоким риском.

Итоги ПМЭФ глазами инвестора

Главные результаты экономического форума в Петербурге

Если вам интересны перспективы инвестиций в индустрию киберспорта, оставляйте комментарии под этой статьёй.

Как инвестировать в игры

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В наше время игры могут не только развлекать, но приносить доход. Давайте же воспользуемся такой возможностью. В этой статье мы рассмотрим на практике какие существуют возможности для заработка на видеоиграх.

Игровая индустрия растет не по дням, а по часам. Растут и бюджеты игр и их продажи. По оценкам экспертов, уже за этот год объем мирового рынка видеоигр вплотную приблизиться к $100 миллиардам.

Тенденция примерно одинакова во всех странах. Про американский, китайский и японский сегменты рынка можно вообще не говорить. Там сосредоточены гиганты игро-строения, а армии геймеров просто огромны.

Но и русскоговорящие страны не отстают. К примеру, уже сегодня каждый четвертый житель России так или иначе вовлечен в сферу видеоигр. Проще говоря, такой человек или связан с процессом производства и продвижения игр, или сам играет.

Повальное увлечение играми уже затронуло все категории населения. Если десять-пятнадцать лет назад видеоиграми увлекались в основном подростки, то сегодня в них играют люди любого возраста и пола. Шутка типа «Мой дед прошёл две мировые войны. Устал, выключил компьютер и пошёл спать» уже стала обыденной ситуацией и не звучит смешно.

В прошлой статье мы обсудили основы индустрии и ключевые факторы успеха игр. Оказалось, что секрет больших продаж зависит от много, и хорошие игры могут принести доход больше чем голливудские блокбастеры.

В этой статье будет больше конкретики. Мы узнаем несколько актуальных возможностей, как именно можно заработать на индустрии. При этом, рассмотрим несколько примеров. Итак, начнём.

Игры и краудфандинг

Финансирование через краудфандиговые площадки становиться трендом. Всё больше идей реализуется таким способом. Игровая индустрия в числе лидеров по массовому сбору средств.

Напомню, что такое краудфандинг. Если коротко — то это способ открытого, массового привлечения инвестиций под презентованную идею. Подробнее читайте в моём специальном обзоре.

Как правило, люди инвестируют небольшие суммы ($5-$100). Тем не менее, привлечение необходимого объема средств достигается за счёт массовости. Если идея проекта интересная, то инвесторов может быть несколько тысяч.

Ролевая игра Wasteland 2 — один из самых результативных краудфандинговых проектов в мире (нажмите для увеличения)

Конечно, небольшие инвесторы не получают больших преимуществ. Им достаточно получить один из прототипов продукции (в нашем случае — игры). При этом, крупные инвесторы могут договориться о получении процента от продаж.

Одним из самых удачных примеров может служить игра Wasteland 2, которая вышла в конце 2014 года. Бюджет игры составил $6 миллионов, половина из которых была собрана на краудфандинговой площадке Kickstarter. Компания по сбору средств началась весной 2012 года.

Первая часть Wasteland вышла еще в девяностых и была настоящей иконой видеоигр. Благодаря этому, сбор средств для продолжения игры шёл очень быстро. Нужную сумму удалось собрать буквально за месяц.

Более того, разработчики привлекли больше инвестиций, чем рассчитывали. Благодаря этому, удалось сделать версии Wasteland 2 для всех популярных игровых платформ, а также перевести игру на восемь языков, включая русский.

Старт продаж оказался удачным. Все затраты окупились за четыре дня. Всего игра заработала без малого $54 миллиона. Таким образом, разработчики и крупные инвесторы получили с каждого вложенного доллара — девять долларов прибыли. Другими словами, доходность за два с половиной года составила 900%.

  1. Просматриваете популярные краудфандинговые площадки (особое внимание сайту Kickstarter);
  2. Выбираете игру, которую считаете потенциально успешной;
  3. Контактируете с организатором компании по сбору денег и договариваетесь об индивидуальных условиях инвестирования.
Читайте также:  Нисходящий канал для Форекс

Игры с выводом денег

Активно развивается и совершенно другой вид заработка — заработок на играх с выводом реальных денег. Как правило, речь идёт о браузерных играх.

Тематика такого рода игр может быть самая разная. Но чаще всего, это экономические стратегии. Типовые варианты — это строительство города или фермы.

Суть в том, что игроки вначале вносят реальные деньги для создания инфраструктуры в игре. Затем эта инфраструктура постепенно приносит внутри-игровые ресурсы. Некоторые из таких ресурсов можно поменять на реальные деньги и вывести на свой электронный кошелёк.

Следует понимать, что игры с выводом денег — это всегда хайп-проекты. Ведь никакого реального производства или торговли не идёт. Система замкнута и вывод средств производиться только за счёт притока денег от новых игроков.

Примерно так выглядит типичная браузерная игра с выводом денег (нажмите для увеличения)

Таким образом, на играх с выводом денег можно зарабатывать 3-70% доходности в месяц. Но и риски высокие. Имеет смысл связываться с подобными играми только в первые несколько недель от их запуска.

Срок жизни для игр с выводом денег может быть самый разный. Многое зависит от маркетинга и средней доходности каждой конкретной игры.

К примеру, осенью 2015 года, симулятор градостроителя «MegaGorod» за несколько недель привлёк тысячи игроков. Но уже в декабре выплаты закончились, а сайт игры был закрыт.

В то же время, игра «Ферма Соседи» исправно платит с 2011 года. Если верить отзывам в интернете, то предпосылки к закрытию проекта возникают только сейчас, спустя более чем четыре года успешной работы.

Кстати, я не поленился и посмотрел информацию о доходности в обоих проектах. Дома в «MegaGorod» приносили 40-70% ежемесячно. «Ферма Соседи» приносит в среднем 10% дохода в месяц. По-моему тут всё очевидно. 🙂

  1. Найдите подходящую игру и отзывы о ней;
  2. Оцените риски, просчитайте окупаемость;
  3. Инвестируйте, и, по-возможности добейтесь максимально быстрой окупаемости.

Акции компаний игровой индустрии

Популярные игры приносят огромные деньги. Так что их создателям и распространителям хватает и на хлеб и на масло. Обороты компаний-лидеров игровой индустрии исчисляются миллиардами долларов в год.

Логично предположить, что такие крупные компании уже давно являются акционерными. В действительности — так и есть. Многие игровые монстры, особенно из Северной Америки, имеют листинг на мировых биржах.

Акции крупных компании из индустрии видеоигр

Название компанииЗначимые игры компанииГде торгуется*Символ на биржеЦена одной акции (на 9 января 2016)
Electronic Artsсерии игр Battlefield, SIMS, FIFAамериканская NASDAQEA$63,13
Nintendoпроизводит игровые консоли Wii Uамериканская NASDAQNTDOY$16,05
Ubisoft Entertainmentсерии игр Assassin’s Creed, Far Cry, Just Danceевропейская EuronextUBI€24,47
Activision Blizzardсерии игр Call of Duty, WarCraftамериканская NASDAQATVI$35,71
Take-Two Interactiveсерии игр GTA, XCOM, Mafiaамериканская NASDAQTTWO$32,34
Sega Sammy Holdingsсерии игр Total War, Company of Heroes, Sonicяпонская TSE64600¥1 093
Konami Holdings Corpсерии игр Metal Gear, Sillent Hill, PESамериканская NYSEKNMCY$23,93

* — если акции торгуются на нескольких биржах, то указана крупнейшая

Примечательно, что акции всех этих компаний показывали рост за последние 12 месяцев. К примеру, акции EA подросли на 34%. И это при том, что сейчас акции на спаде. На пике цены их можно было продать выручив 61% прибыли.

Получается, что вкладывать в акции компаний-гигантов игровой индустрии всегда выгодно. Но особенный рост они демонстрируют после презентации или выхода очередной популярной игры. Кстати, EA показали максимальный рост в период запуска очередной части Call of Duty.

  1. Выберите несколько компаний и оцените динамику цен на их акции;
  2. Руководствуйтесь принципами диверсификации инвестиций;
  3. Купите акции, например, через брокера, работающего с нужными биржами.

Таким образом, возможности заработать на играх действительно есть и они достаточно простые. На фоне грядущего выхода новой XCOM, я всерьез подумываю прикупить акций Take-Two. Подумайте об этом и Вы.

Буду благодарен любым Вашим вопросам или Вашему мнению в комментариях.

Желаю всем прибыльных инвестиций!

Если эта статья Вам понравилась – сделайте доброе дело

Вся жизнь – игра. Компании индустрии видеоигр.

Вся жизнь – игра. Компании индустрии видеоигр.

Сегодня в видеоигры играет больше людей, чем когда-либо прежде. Вполне вероятно, что сфера видеоигр продолжит стремительно расширяться, забирая все большую долю всего сектора развлечений.

Исследование, проведенное Electronic Entertainment Design and Research, показало, что примерно 211 млн американцев играли в видеоигры в 2020 году — это примерно 67% населения США. Всего около 1/3 населения Земли играет в игры, и эта цифра растет с каждым годом. По оценкам Newzoo, в 2020 году мировой рынок игровой индустрии принесет доход в размере $152,1 млрд, что на 9,6% больше, чем в предыдущем году.

Индустрия видеоигр была и остается высококонкурентной. В сегодняшнем обзоре мы рассмотрим компании, строящие свой бизнес в этом сегменте, чьи акции можно купить на Санкт-Петербургской бирже.

Activision BlizzardInc (SPB: ATVI)

Activision Blizzard, Inc. является крупнейшим по доходам разработчиком и издателем видеоигр, объединяющим три основных подразделения по разработке. King Digital, который в основном занимается мобильными играми, Activision, ориентированая на консольные платформы, и Blizzard- разработчик некоторых крупнейших хитов в компьютерных играх.

Несмотря на то, что Activision Blizzard показывала хороший исторический рост и, по мнению большинства аналитиков, имеет хорошие перспективы для долгосрочных инвестиций, в 2020 году компания прогнозирует снижение прибыли. Отчасти это связано с отсутствием релизов новых игр в текущем году и тем, что некоторые ключевые франшизы теряют подписчиков. В частности, хит компании World of Warcraft, выпущенный в 2004 году, все еще приносит значительный доход, но вполне вероятно, будет терять активных геймеров, переходящих на более новые продукты.
Также Activision разорвала сотрудничество с Bungie и прекратила поддержку франшизы Destiny, над которой они работали вместе.

Однако компания не стоит на месте. Подразделения Activision Blizzard работают над тем, чтобы вывести крупнейшие франшизы бизнеса на мобильные платформы и расширить их охват по всему миру. Линейка игр Activision Blizzard занимает сильные позиции в индустрии. Call of Duty и Candy Crush Saga продолжают демонстрировать хорошие показатели продаж, Black Ops 4 — вторая по популярности розничная игра 2020 года, а киберспортивная франшиза Overwatch имеет многообещающие перспективы.

30 июня компания отчиталась за второй квартал 2020 финансового года. Чистая выручка Activision Blizzard за этот период составила $1,40 млрд против $1,64 млрд (-14,6%) за второй квартал 2020 года.

Electronic Arts Inc (SPB: EA)

Electronic Arts является вторым по величине американским издателем игр. Бизнес издателя видеоигр обычно вращается вокруг крупных спортивных франшиз, включая FIFA и Madden. В 2020 году компания потеряла примерно четверть своей стоимости в связи с тем, что Star Wars Battlefront II, Battlefield V и футбольная франшиза FIFA не показали ожидаемых продаж в 2020 году. Однако начало 2020 года ознаменовалось весьма удачным выпуском игры Apex Legends. Apex — самое успешное новое игровое предложение 2020 года, которое должно обеспечить высокую производительность и в будущем. Игра также имеет реальный киберспортивный потенциал. Через месяц после релиза Apex насчитывало 50 млн геймеров, установив рекорд для игры EA в жанре Battle Royale. Кроме того, растущая популярность киберспорта может дать положительный импульс основным спортивным франшизам компании, в том числе благодаря сотрудничеству и дальнейшей интеграции с признанными профессиональными лигами, такими как NFL и FIFA. Также не стоит забывать про остающиеся популярными франшизы EA: The Sims, Need for Speed и Plants vs Zombies.

В конце июня компания отчиталась за первый квартал 2020 финансового года. Чистая выручка за этот период составила $1 209 млн., что на 6,33% больше, чем за аналогичный период предыдущего финансового года.

Take-Two Interactive Software Inc (SPB: TTWO)

Исторические показатели Take-Two колеблются от периодов с большой прибылью до периодов крупных потерь из-за затрат, связанных с разработкой игр. Однако сегодня компания выглядит стабильнее, чем когда-либо, благодаря невероятному успеху игры Grand Theft Auto V. С момента выхода игры в 2013 году было продано более 100 млн копий, также дополнительную прибыль приносят продажи виртуальных товаров для онлайн-игр. Grand Theft Auto V продолжает демонстрировать впечатляющие показатели вовлеченности и является одной из крупнейших франшиз компании. Кроме того, в конце 2020 года была выпущена игра Red Dead Redemption 2, которая разошлась тиражом более 23 млн копий примерно за три месяца, став самой продаваемой игрой 2020 года. Баскетбольная франшиза Take-Two NBA 2K также продолжает набирать обороты и предоставляет компании возможность для роста в киберспортивном сегменте. NBA 2K19 стала третьей по популярности игрой в Северной Америке в 2020 году.

30 июня компания отчиталась за первый квартал 2020 финансового года. Чистая выручка по данным отчета выросла на 39% до $ 540,5 млн. по сравнению с $ 388 млн. в первом квартале прошлого года.

Turtle Beach Corporation Inc (SPB: HEAR)

Ведущий бренд игровых аксессуаров, предлагающий широкий выбор передовых, отмеченных наградами игровых гарнитур, клавиатур, мышей и других аксессуаров как для профессиональных киберспортсменов, так и для начинающих игроков.

Компания разрабатывает игровые консоли и аксессуары для Xbox, PlayStation® и Nintendo, а также для ПК, Mac и мобильных, планшетных устройств. В 2020 году Turtle Beach приобрела бизнес ROCCAT, ведущего производителя аксессуаров для ПК немецкого происхождения. Turtle Beach насчитывает более 280 тыс. точек продаж в Северной Америке и Европе. Наличие офлайн -магазинов важно, так как геймеры любят тестировать оборудование перед покупкой. Turtle Beach заявляет, что занимает четвертое место по узнаваемости бренда на рынке гарнитур для ПК, второе по популярности в мире и первое по популярности в США.

Во втором квартале 2020 года компания зафиксировала $ 41,3 млн прибыли, что на 32% меньше аналогичного показателя прошлого года. Сама компания объясняет это падение рекордным спросом на продукцию в 2020 году, вызванным популярностью Battle Royale.

Насколько Вам интересны инвестиции в компании из индустрии видеоигр? Какой жанр игр любите Вы: аркады, стратегии, action, варгеймы, головоломки? Делитесь в комментариях:)

Оцените статью
Добавить комментарий