Биржевая торговля газом в еаэс

«Общий рынок газа» странам ЕАЭС пока недоступен — эксперты

Концепция «общего рынка газа» была утверждена 31 мая 2016 года, однако существуют острые противоречия о сути и темпах реализации договоренностей между участниками Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Об этом говорится в докладе Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ).

Как отмечается в документе, согласно Договору о создании ЕАЭС от 29 мая 2014 года, подписанному главами России, Казахстана и Беларуси (позднее в том же году к соглашению присоединились Армения и Киргизия), предполагается «поэтапное формирование общих рынков энергетических ресурсов исходя из таких принципов, как обеспечение рыночного ценообразования на энергетические ресурсы и развития конкуренции на общих рынках, отсутствие препятствий торговле энергетическими ресурсами, обеспечение развития транспортной инфраструктуры общих рынков энергетических ресурсов и так далее.

Стороны договорились к 1 января 2020 года принять программу формирования общего рынка газа союза, предусмотрев срок выполнения мероприятий программы до 1 января 2024 года. С тем, чтобы по завершении мероприятий государства ЕАЭС заключили «полноценный международный договор в рамках Союза о формировании общего рынка газа» и обеспечили вступление его в силу не позднее 1 января 2025 года.

Однако уже сейчас есть острые противоречия о сути и темпах реализации договоренностей между участниками ЕАЭС. Прежде всего, говорится в докладе ФНЭБ, условия функционирования рынков газа во всех странах ЕАЭС очень разнородны, сами они находятся в процессе различных трансформаций, у них отсутствует целевая модель развития, что делает крайне затруднительным процесс переговоров об унификации правил работы рынка. Политический компромисс заключался в том, что формирование «общего рынка газа» произойдет только на уровне оптовой торговли и доступа к магистральной инфраструктуре. Но это не решило, а лишь завуалировало проблему.

Сейчас РФ добывает более 95% всего газа, еще около 5% добычи приходится на Казахстан, остальные три страны почти не имеют собственной добычи и полностью зависят от импорта. При этом в сфере потребления газа доля России составляет 91%. На Беларусь приходится 5%, на Казахстан — 3,4%, на Армению и Киргизию вместе — около 0,6%. При этом Россия в лице «Газпрома» обеспечивает 100% поставок газа в Беларусь и Армению, а снабжение Киргизии также осуществляется «Газпромом» за счет закупок и разменных операций с Узбекистаном и Казахстаном. В трех странах — Беларуси, Армении и Киргизии — инфраструктура по импорту и распределению газа принадлежит «Газпрому». А условия закупок импортного газа прописаны в двусторонних международных договорах.

Вместе с тем, отмечается в документе, цены и тарифы при поставках газа розничным потребителям устанавливаются местными правительствами. Казахстан, который является нетто-экспортером газа, продает часть газа в экспортный портфель «Газпрома», а также имеет контракт на прямые поставки газа в Китай (до 10 млрд кубометров в год). При этом часть территорий исторически снабжается российским газом, который оформляется в виде своповых сделок.

Разброс оптовых цен на газ для промышленных потребителей в странах ЕАЭС огромен. Промпотребители в газодобывающих России и Казахстане платят в долларовом выражении в 3−4 раза меньше, чем в импортирующих Беларуси, Армении и Киргизии. Импортные цены на газ в этих республиках в 2−2,5 раза выше, чем оптовые цены в России и Казахстане.

Импортеры российского газа рассчитывают, что переход к общему рынку даст им возможность получать газ по сниженной российской цене. «В то же время, уверены в фонде, — без унификации правил работы на рынке по всей цепочке до конечных потребителей это будет лишь дополнительным источником субсидирования этих стран со стороны РФ и „Газпрома“. Вместе с тем процесс унификации будет крайне затруднительным».

Мечты сбываются: ЕАЭС двинулся к созданию единого рынка газа

С 2025 года в странах Евразийского экономического союза (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) должен появиться общий рынок газа. На встрече глав государств ЕАЭС в начале декабря этого года в Санкт-Петербурге были подписаны два важных документа: Решение № 18 о формировании общего рынка нефти и нефтепродуктов и Решение № 23 о формировании общего рынка газа. Если для России сейчас наиболее злободневной является тема цен на моторное топливо, то некоторых наших партнеров по ЕАЭС больше волнует газовый вопрос.

Международный договор, который должен вступить в силу до 1 января 2025 года, предполагает, что во всех странах ЕАЭС введут единую систему цен на газ для промышленности. Разница будет обусловлена только расстояниями от месторождений.

Газовому вопросу в значительной степени были посвящены переговоры глав государств СНГ на саммите ЕАЭС

Газовому вопросу в значительной степени были посвящены прошедшие в последнюю неделю 2020 года переговоры президентов России, Белоруссии и Армении — Владимира Путина, Александра Лукашенко и Никола Пашиняна. Интерес лидеров Белоруссии и Армении к газу вполне объясним: цены на голубое топливо в их государствах значительно превышают внутрироссийские.

В частности, как сообщили «Известиям» в компании «Газпром Армения», тариф на газ для большинства населения республики, кроме льготных категорий, составляет 139 драм за 1 куб. м (примерно 20 рублей), а для большинства предприятий — $2,42, или 17 рублей за 1 куб. м.

В Белоруссии, по официальным данным, для населения (если отсутствуют индивидуальные приборы отопления, но есть счетчики) газ стоит примерно 0,3 белорусских рубля, или 10,5 рубля российского. Это вдвое дешевле, чем в Армении, но почти вдвое дороже, чем в среднем по России. Цены за 1 куб. м для промышленности в Белоруссии примерно в 1,5 раза выше, чем для населения, хотя несколько ниже, чем в Армении. Оба государства являются импортерами российского газа. Только для Белоруссии его экспортная цена составляет $129 за тысячу кубометров, для Армении — $165 (с 2020-го). Непосредственные его продажи конечному потребителю в Армении осуществляет «дочка» «Газпрома», в Белоруссии — государственное предприятие «Белтопгаз», который продает голубое топливо для последующей реализации местным облгазам.

Читайте также:  В трейдинге самое главное терпение

Ценовая разница

В Киргизии стоимость одного кубометра для населения составляет 14,3 сома, для промышленности — 17,5 сома. Учитывая, что по курсу один сом практически эквивалентен одному рублю, аналогичная цена будет и в российских рублях. То есть потребители Киргизии оказываются где-то между Арменией и Белоруссией. Хотя Киргизия импортирует газ из Казахстана и Узбекистана, его распределением и продажами на территории страны занимается тоже «дочка» «Газпрома».

Самый дешевый газ среди стран ЕАЭС всё же не в России, а в Казахстане. Правда, в этой стране цена его сильно разнится по регионам в зависимости от удаленности от газодобывающих промыслов. На сегодняшний день стоимость голубого топлива для населения и для промышленности составляет от 9,8 тенге в Актюбинске (1,8 рубля) до 30,8 тенге (5,6 рубля) за кубометр в Алма-Ате, что сопоставимо уже с ценой в некоторых российских регионах. Все операции с газом — от добычи до реализации конечному потребителю — осуществляет национальный холдинг «АО Казмунайгаз».

Самый дешевый газ среди стран ЕАЭС всё же не в России, а в Казахстане

Наконец, в России, где тарифы на газ в субъектах РФ тоже различаются, хотя и не так сильно, как в Казахстане, средняя цена на газ для населения составляет порядка 4–5 рублей, а для промышленности — примерно на рубль больше.

Таким образом, сейчас цены на газ в странах ЕАЭС различаются достаточно сильно, да и организация газового рынка везде разная.

— Россия — наиболее продвинутая в плане развития рыночных отношений в газовой отрасли страна. У нас есть «Газпром» — по закону гарант газоснабжения на территории РФ и монополист в плане экспорта, но внутри страны действуют вполне рыночные отношения. Крупные независимые производители газа, такие как НОВАТЭК и «Роснефть», занимают значительную нишу на рынке и выступают локальными монополистами в некоторых регионах. У нас действует газовая биржа, где производители газа торгуют уже по рыночным ценам, — отметил гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Он подчеркнул, что для создания единого рынка газа российским партнерам по ЕАЭС необходимо провести реформы, и привел в пример Евросоюз, во всех странах которого была проведена гармонизация правил работы газовых рынков.

К единому знаменателю

В Минэнерго «Известиям» сообщили, что имеющиеся в странах ЕАЭС «различия в функционировании рынков газа и особенности функционирования газотранспортных систем» не позволили копировать опыт Евросоюза при разработке Программы создания единого рынка. Впрочем, Решение № 23 проведение реформ предусматривает.

Как пояснил «Известиям» замруководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин, в документе прописана необходимость «обеспечить на территории Союза функционирование одной или нескольких товарных бирж, на которых могут осуществляться торги газом».

Другой важной мерой является необходимость обеспечить поставку купленного на бирже газа в «требуемых объемах и необходимых направлениях». Для этого программой предлагается «унифицировать нормы и стандарты, регламентирующие функционирование газотранспортных систем» и «обеспечить полноту раскрытия информации о свободных мощностях». Есть и еще один нюанс: в программе прописано обязательство обеспечить торговлю газом по рыночным ценам и принять решение о целесообразности перехода к равнодоходным ценам на газ на территории ЕАЭС. Последнее означает, как объяснил Сергей Правосудов, что, например, «Газпрому» должно быть одинаково выгодно продавать газ как в России, так и в Армении.

Каждой стране своя цена

В связи с этим у потребителей неизбежно возникает вопрос: после создания единого рынка поднимутся цены на газ для граждан в государствах Союза до армянских или опустятся до казахстанских?

Тарифы на транспортировку газа будут устанавливаться в соответствии с законодательством каждого из государств

Биржевые торги, тарифы на транзит и расчетные валюты: как идет работа над общими энергорынками ЕАЭС

_ Леонид Шенец, директор департамента энергетики ЕЭК. Минск, 15 августа 2020 г.

Создание общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов — один из приоритетов интеграционного сотрудничества в Евразийском экономическом союзе. О том, как продвигается их формирование, какие вопросы еще не урегулированы и когда ждать подписания договоров о формировании общих энергорынков.

— Сроки создания общих энергорынков определены (рынок электроэнергии — 1 июля 2020 года, рынки газа, нефти и нефтепродуктов — 1 января 2025 года), и времени остается не так много. На каком этапе сейчас работа? Нужны ли дополнительные механизмы для скоординированной энергетической политики в ЕАЭС?

— Формирование общего электроэнергетического рынка находится на стадии реализации программы. Уже разработан проект международного договора о рынке, который в ближайшие месяцы будет направлен в государства — члены ЕАЭС на внутригосударственное согласование. Помимо этого на экспертном уровне идет согласование проектов четырех правил функционирования общего электроэнергетического рынка и положения о развитии межгосударственных электрических сетей.

Кроме работы над нормативными актами ЕЭК совместно с государствами-членами приступила к созданию технологической основы общего рынка электроэнергии. Так, в апреле прошли имитационные торги электроэнергией на базе казахстанской торговой площадки, а в июне — на базе двух российских площадок. Имитационные торги вызвали огромный интерес и позволили на практике опробовать те решения, которые закладываются в правила торговли.

Что касается общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, то мы ожидаем подписания проектов соответствующих программ до конца текущего года. Проект программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС полностью согласован и готов к подписанию главами государств-членов. По проекту программы формирования общего рынка газа остается одно разногласие. Оно касается формирования тарифов на транспортировку газа на общем рынке газа ЕАЭС.

— Когда страны ЕАЭС могут подписать международные договоры о формировании общих энергорынков? Какие сроки отводятся для утверждения программы и плана мероприятий по формированию общего рынка газа союза?

— В соответствии с Договором о ЕАЭС международный договор о формировании общего электроэнергетического рынка должен вступить в силу не позднее 1 июля 2020 года. Мы делаем все возможное, чтобы он был подписан в установленные сроки.

Читайте также:  Трейдер societe generale

Как я обозначал, по проекту программы формирования общего рынка газа ЕАЭС остается одно разногласие. Оно касается ценовой и тарифной политики, которое по поручению Евразийского межправсовета прорабатывается на уровне руководителей уполномоченных ведомств (министров энергетики) государств-членов. Результаты этой работы будут доложены на очередном заседании межправсовета в октябре этого года.

Предусмотрена разработка международного договора о формировании общего рынка газа союза и направление его на внутригосударственное согласование в 2020 году, а его подписание — в 2021 году. Работа по данному документу также уже ведется.

Что касается формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов, то подготовка и согласование международного договора предусмотрены до 2024 года. Сейчас сторонами совместно с ЕЭК ведется предварительная работа по документу.

— Какие предложения прорабатываются по тарифам на транспортировку газа?

— Во время заседания Евразийского межправсовета 27 июля этого года в Санкт-Петербурге главами правительств государств-членов поручено провести совещания на уровне руководителей уполномоченных органов (министров энергетики) по вопросу единой методологии тарифообразования (ценообразования) в отношении услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа ЕАЭС. Итоги данной работы доложат главам правительств, и будут приняты соответствующие решения.

— Какие перспективы в ЕАЭС есть у биржевой торговли электроэнергией, газом и нефтью? Как это может отразиться на ценах на энергоресурсы? Планируется ли создавать новые площадки для торгов в рамках общего рынка? Определены ли уже расчетные валюты?

— Перспективы у биржевой торговли огромные. В апреле и июле мы провели имитационные торги электроэнергией на базе существующих площадок. О том, что для организации централизованной (биржевой) торговли электроэнергией будут использоваться существующие площадки, стороны договорились в прошлом году, межправсовет принял соответствующее распоряжение. Вопрос расчетной валюты непростой, и в настоящее время он прорабатывается экспертами.

Цены на энергоресурсы благодаря внедрению биржевой торговли, как показывает мировая практика, снижаются. Создание общего электроэнергетического рынка ЕАЭС позволит повысить уровень энергетической безопасности, увеличить число генерирующих компаний, присутствующих на рынке, что приведет к повышению конкуренции и, как следствие, снижению цен для потребителей.

На общих рынках газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС будут применяться различные механизмы заключения договоров на поставку. Это долгосрочные и краткосрочные договоры между хозяйствующими субъектами государств-членов, биржевые сделки.

В соответствии с концепцией формирования общего рынка газа на втором этапе создания общего рынка (до 2021 года) будет обеспечено функционирование одной или нескольких товарных бирж, на которых могут проходить биржевые торги газом. Уполномоченные органы государств-членов совместно с ЕЭК разрабатывают и согласовывают порядок биржевых торгов газом.

Касательно цен на газ, приобретаемый на бирже, можно привести пример российской товарно-сырьевой биржи АО «СПбМТСБ». Биржевые торги газом ведутся там с 2014 года. В определенные периоды года российские потребители могут приобрести природный газ на этой бирже до 10% дешевле, чем по регулируемой внутрироссийской цене.

Необходимость создания новых площадок для торгов будет решаться государствами — членами ЕАЭС. Вопрос валют, в которых будут производиться расчеты за энергоресурсы, приобретаемые на бирже, будет определяться в нормативных документах и правилах биржи, где проводятся торги.

Государствам-членам и ЕЭК еще предстоит большая работа по развитию биржевой торговли на общих рынках электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.

— Есть ли предпосылки для увеличения мощностей по производству возобновляемой энергии в Евразийском экономическом союзе?

— Государства-члены союза располагают огромными запасами ископаемых углеводородов. Это примерно 20% мировых запасов природного газа и угля и 7% мировых запасов нефти. Соответственно, мы полностью обеспечиваем свои потребности в сырье для производства электроэнергии. Я полностью поддерживаю мнение Министерства энергетики Российской Федерации о том, что в ближайшие годы углеводородная энергетика будет доминирующей.

Что касается возобновляемых источников энергии, то данные технологии, безусловно, имеют право на жизнь, хотя стоят значительно дороже и требуют дополнительных регулировочных мероприятий, затрат на их внедрение.

В странах ЕАЭС давно ведется работа в этом направлении, приняты и успешно реализуются программы, направленные на увеличение доли энергии от возобновляемых источников в энергобалансах. Например, в Армении доля ВИЭ в энергобалансе составляет 32,5%. В России она около 19% (с учетом больших ГЭС). Успешно развивается это направление и в Беларуси. Производство энергии из биомассы, биогаза, за счет ветроустановок, солнечных батарей и ГЭС в настоящее время составляет 409,9 МВт, а к 2020 году электрическая мощность установок по использованию ВИЭ составит 6,7% от всей установленной мощности энергосистемы Беларуси. В Казахстане и Кыргызстане также достигнуты определенные успехи в данной области.

Мы предлагаем разработать в ЕАЭС принципы (основные подходы) проведения скоординированной энергетической политики в союзе, включая сотрудничество в области энергосбережения, энергоэффективности, возобновляемых источников энергии, улучшения экологической ситуации и использования атомной энергии в мирных целях.

Самыми перспективными направлениями расширения сотрудничества государств — членов ЕАЭС в части ВИЭ, по нашему мнению, являются использование биомассы (отходов деревообработки) и твердых бытовых отходов для выработки тепловой и электрической энергии, реконструкция существующих и строительство новых котельных взамен работающих на газе, угле с переводом их на возобновляемые виды топлива (щепа, пеллеты, отходы деревообработки и т.д.), строительство гидроэлектростанций, солнечных, ветряных и биогазовых электроустановок. Так что предпосылки для наращивания мощностей по производству ВИЭ однозначно есть.

Анатолий Голомолзин: необходимо движение в направлении единого биржевого пространства ЕАЭС

Заместитель руководителя ФАС России обсудил взаимодействие и возможность совместной работы по развитию биржевой торговли в рамках ЕАЭС

В Бишкеке состоялось совещание члена Коллегии (Министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии и руководителей антимонопольных органов государств-членов Евразийского экономического союза в формате «5+1» в рамках форума «Евразийская неделя».

Анатолий Голомолзин рассказал о работе ФАС России в области развития биржевой торговли, которая ведется ведомством во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Указом была подчеркнута важность работы в этом направлении.

«Ранее во исполнение поручения Президента РФ Банком России, ФАС России и ФНС России в целях развития биржевой торговли и создания объективных рыночных индикаторов и развития товарных рынков был создан Биржевой комитет 1 . Он работает во взаимодействии с заинтересованными ведомствами, инфраструктурными организациями (биржами) и участниками рынка. На площадке ФАС России ежегодно проводится более 200 заседаний Биржевого комитета, а в подкомитетах участвует около 500 организаций», – рассказал Анатолий Голомолзин.

«Биржевая торговля стала инструментом, обеспечивающим устойчивый рост экономики за счет повышения эффективности товарных и финансовых рынков. Повышается прозрачность ценообразования, предотвращаются нарушения антимонопольного законодательства. Применение биржевых котировок повышает эффективность применения налогового и таможенного законодательства, создает базу для определения экономически обоснованных расходов регулируемых компаний, позволяет адекватно исчислять бюджетные расходы», – отметил замглавы ФАС.

«Регулярно котируется свыше 400 биржевых индикаторов, в том числе по нефтепродуктам, газу, углю, удобрениям, зерну, сахару, производным инструментам. Оборот на рынке наличного биржевого товара превышает 1 трлн рублей, на рынке производных инструментов превышает 20 трлн рублей ежегодно», – подчеркнул он.

В продолжении темы замглавы ведомства добавил, что в прошлом году ФАС России проводилась работа по внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации по расширению перечня товаров, на которых распространяется действие постановления.

«В настоящее время, согласно информации, полученной от бирж, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, битум нефтяной, цемент, сахар белый кристаллический, минеральные удобрения и сырье, содержащие соединения фосфора, азота или калия, лесоматериалы круглые допущены к организованным торгам хотя бы на одной бирже и торги по этим товарам ведутся. При этом внебиржевые сделки занимают значительную долю на рынках этих товаров. Соответственно, регистрация внебиржевых сделок с ними является необходимостью для формирования дополнительно к биржевым индикаторам по этим товарам внебиржевых индикаторов», – разъяснил Анатолий Голомолзин.

«Сформировавшаяся практика показывает, что рыночные механизмы ценообразования на товары должны иметь в своей основе объективные индикаторы, формируемые на основе данных о ценах внебиржевых сделок, ценах, формируемых на организованных торгах, а также сопоставимых ценах зарубежных рынков (net back). Только комплексное рассмотрение трех индексов позволяет получить реальную рыночную цену внутреннего рынка товара. Получаемые на основе данных о зарегистрированных внебиржевых сделках ценовые индикаторы способствуют формированию рыночных контрактных отношений и развитию рыночного ценообразования, позволяют предотвращать спекуляцию на товарных рынках. Конечные потребители получают возможность приобретать товары по справедливым, конкурентным ценам», – заключил замглавы ведомства.

В рамках встречи участники заседания обсудили возможности взаимодействия по развитию биржевой торговли и отметили необходимость интенсификации совместных усилий в этом направлении.

«Наряду с Российской Федерацией опыт по развитию биржевых торгов имеется в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане. Концепциями и Программами по созданию общих рынков ЕАЭС по газу, нефти, нефтепродуктам, электроэнергии биржевая торговля определена как ключевой элемент формирования рынков и рыночного ценообразования. Считаем целесообразным движение в направлении создания единого биржевого пространства ЕАЭС и СНГ», – подытожил Анатолий Голомолзин.

1 Зам. Руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин является председателем Биржевого комитета.

Читайте также:  Убыточные советники для Форекс

После запуска биржевых торгов газом в Евразийском экономическом союзе у Газпрома могут появиться конкуренты

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) занялась подготовкой «дорожной карты» с мероприятиями для запуска биржевых торгов газом в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) занялась подготовкой «дорожной карты» с мероприятиями для запуска биржевых торгов газом в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Об этом договорились участники заседания подкомитета по газу биржевого комитета Федеральной антимонопольной службы России (ФАС РФ) 21 июня 2020 г.

Встреча с участием представителей Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи (СПбМТСБ), ФАС РФ, ЕЭК и представителями стран ЕАЭС прошла в московском офисе СПбМТСБ.

ЕЭК работает над формированием общих рынков газа и запуском торгов на одной или нескольких товарных биржах.

В 2020 г планируется принятие Порядка осуществления торгов газом, на основании которого государства-члены будут осуществлять биржевую торговлю.

Ключевой вопрос – формирование ценовых индикаторов, биржевых и внебиржевых, а также нормативная база для проведения торгов.

Для решения этих вопросов необходимы совместные усилия государств-членов.

Как сообщил директор департамента энергетики ЕЭК Л. Шенец, согласно Концепции формирования общего рынка газа, утвержденной решением Высшего Евразийского экономического совета в мае 2016 г, в рамках ЕАЭС предусмотрена биржевая торговля газом.

Для реализации проекта необходимо обеспечить основные принципы рынка: справедливое и прозрачное ценообразование, устранение барьеров.

Для запуска биржевых торгов, возможно, понадобится пересмотр действующей нормативной базы.

Сегодня в России действует закон об экспорте газа, согласно которому Газпром экспорт является единственным экспортером принадлежащего группе Газпром природного газа.

По данным СПбМТСБ, в 2016 г на долю Газпрома приходилось 11,26 млрд м 3 , или 67% продаж от объема биржевых торгов.

Регламентирующее биржевую торговлю газом постановление правительства РФ ограничивает биржевые контракты Газпрома объемом 17,5 млрд м 3 газа.

При этом весь объем газа предназначен для использования на внутреннем рынке.

В случае запуска общего рынка газа в ЕАЭС этот лимит целесообразно существенно увеличить – такая позиция высказывалась в ходе совещания.

Предстоит также определить, по каким правилам будет осуществляться биржевая торговля: через поставщика или же каждый потребитель будет выходить на биржу самостоятельно.

Возможно, наряду со структурами Газпрома появятся посредники, которые также будут оказывать услуги на территории Беларуси и Казахстана.

Важным элементом выстраиваемой системы является логистика поставок.

Сегодня главным балансовым пунктом в рамках биржевой торговли считается КС «Надым» — через него совершается 76% поставок.

СПбМТСБ в 2016 г вышла на показатель 16,8 млрд м 3 газа в режиме биржевых торгов (суточных и месячных), что превысило уровень 2015 г в 2,3 раза.

За первые 5 месяцев 2020 г динамика по объемам продаж остается положительной.

Между тем, как отметили представители СПбМТСБ, цена на газ в среднем по году на 10-15% ниже, чем по прямым контрактам в рамках регулируемых оптовых цен.

Исключение составляют зимние месяцы, когда цена на газ может быть выше.

При этом нормативная база по параметрам торгов находится еще в стадии формирования, фактически механизму торговли газом порядка 3 х лет: первые торги природным газом на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже прошли 24 октября 2014 г.

Оцените статью
Добавить комментарий