Старение населения в России и его последствия

Пенсия с 65 лет — ближе, чем кажется

Долгосрочное влияние на экономику России сокращения нефтегазовой ренты и старения населения приведет к быстрому проеданию резервов, росту госдолга до 120% ВВП и хроническому дефициту бюджета, половина которого будет уходить на пенсии, говорится в докладе Всемирного банка (ВБ) под названием «В поисках нового «серебряного века» в России: факторы и последствия старения населения».

Снижение рождаемости, повышение ожидаемой продолжительности жизни, выход на пенсию многочисленного поколения 1950-х и снижение численности населения трудоспособного возраста приблизительно на 14% в течение следующих 35 лет — все эти факторы, как считают эксперты ВБ, будут способствовать старению населения в России.

Увеличение населения трудоспособного возраста с 1997 по 2011 год обеспечивал России около трети роста подушевого ВВП из среднегодовых 4,9%. Обратный демографический тренд в 2012-2030 годы будет вносить отрицательный вклад в 1,5-2,3 п.п. ежегодно, посчитал ВБ.

В полной мере Россия ощутит старение рабочей силы уже в 2020-е годы, когда на рынок труда выйдет малочисленное поколение 1990-х: в следующем десятилетии Россия потеряет более 7 млн молодых работников, вдвое больше, чем за 2010-е. Всего за 2010-2050 годы трудоспособное население сократится примерно на четверть — на 23 млн человек при общем сокращении на 2 млн, коэффициент демографической нагрузки вырастет в 1,5 раза.

Старение населения затормозит рост потенциального ВВП до среднегодовых 1,3% в 2015-2040 годы.

Стагнация добычи приведет к снижению доли нефтегазовых доходов расширенного бюджета вдвое — с 30% до 14% к 2050 году. А доля расходов, чувствительных к изменению демографии (медпомощь, соцзащита) возрастет с 32% до 49%, в том числе доля трансфертов Пенсионному фонду (ПФР) удвоится до более чем 20%.

Всемирный банк для решения проблемы предлагает повысить пенсионный возраст до 65 лет для женщин и мужчин, что обеспечило бы увеличение рабочей силы, достаточное не только для нейтрализации негативного эффекта старения, но и для достижения чистого положительного вклада в темпы роста ВВП до 2050 года включительно.

Предложение ВБ по «активизация пожилых» приведет к положительному эффекту в случае реализации мер, стимулирующих предприятия к внедрению политики занятости для пожилых и поддержке их производительности (гибкий график, учет физических возможностей); акцент на превентивную медицину, пропаганду здорового образа жизни.

Содействие развитию образования взрослых и совершенствование управления персоналом с учетом возрастных особенностей исключительно важно для улучшения перспектив занятости для пожилых работников, а также способно повысить производительность для всех возрастов. Последние исследования свидетельствуют, как говорится в исследовании ВБ, что пожилые работники сохраняют способность к концентрации и обучению новым навыкам в течение длительного времени после наступления пенсионного возраста. Их более совершенные социальные навыки и большой опыт, как правило, компенсируют ухудшение по некоторым показателям, таким как быстрота мышления и физическая сила.

По оценкам ВБ, эффект только этих мер даже больше, чем от повышения пенсионного возраста: они к 2030 году увеличивают трудовые ресурсы на 3 млн человек, повышение возраста — на 2 млн.

В условиях предстоящего сокращения рождаемости Всемирный банк предлагает уделить больше внимания и мерам по поддержке семей, желающих иметь больше детей. К таким мерам политики можно отнести представление мужчинам отпуска по уходу за ребенком для вовлечения отцов в воспитание детей; а также сокращение гендерного разрыва в оплате труда путем повышения уровня квалификации женщин, устранения правовых и нормативных препятствий для женщин занимать рабочие места традиционно «зарезервированные» за мужчинами, введения квот для помощи женщинам в преодолении «стеклянного потолка» и поддержки информационно-разъяснительных кампаний для сокращения гендерных стереотипов.

Старение населения снижает рост экономик и уровня жизни

Старение населения – проблема, охватывающая экономики с совокупной долей 78% мирового ВВП (64% – ВВП по паритету покупательной способности), посчитали аналитики Morgan Stanley. Мировой рост трудоспособного населения замедляется: в 2016 г. – 1% против 1,6% в среднем ежегодно за предыдущие 20 лет. Это приводит не только к росту демографической нагрузки (числа пенсионеров и детей по отношению к работающим), но и к старению самой рабочей силы. Доля работников 55–64 лет в мире с текущих 13% возрастет за следующее 10-летие до 15% против стабильных 10% в предыдущие пять десятков лет. А в США, еврозоне, Японии, Китае и Великобритании – самых крупных экономиках, для которых проблема старения наиболее остра, – с 17 до 21% в 2030 г.

Со старением населения столкнулись не только развитые, но и развивающиеся страны, которые могут состариться быстрее, чем успеют разбогатеть, не исключает HSBC: например, в Таиланде и Корее трудоспособное население в ближайшие 35 лет сократится на четверть, а число пенсионеров утроится, в России в 2030 г. пенсионеров будет больше, чем детей. Замедление экономического роста приведет к снижению роста доходов населения и уровня жизни, отмечает McKinsey.

Быстрый экономический рост второй половины XX в. основывался на двух факторах: росте доли трудоспособного населения и повышении производительности труда. Теперь поддержать рост экономик возможно только за счет более интенсивной производительности: даже ее сохранение на прежнем уровне (1,8% в среднем в год за последние 50 лет) замедляет потенциальный мировой рост, по расчетам McKinsey, в 1,4 раза – с 3,6 до 2%. Чтобы компенсировать эффект от старения и поддерживать социальные и долговые обязательства, среднемировая производительность труда должна ускориться в 1,8 раза до 3,3%.

В Японии, первой прошедшей точку демографического перелома еще в начале 1970-х, остановка роста доли трудоспособного населения привела к замедлению экономического роста почти втрое – до 3,4% в среднем за 1973–1980 гг. с 9,3% в 1950–1973 гг., при этом общий вклад факторов производительности упал с 5,4 до 0,9%, сравнивает Morgan Stanley. Рост на 1 п. п. доли работников старше 55 лет в еврозоне приводит к замедлению роста производительности на 0,75 п. п. В США 10%-ное увеличение доли занятых старше 60 лет замедляет рост ВВП на душу населения на 5,5%.

Старение населения ограничивает рост производительности в силу снижения уровня инноваций, более медленных темпов распространения технологий, перечисляет Morgan Stanley. Производительность работника меняется в течение его жизни: накапливается опыт, устаревают знания, возраст влияет на физическое и умственное состояние, пишет МВФ. Хотя все не так уж однозначно: как выяснил Стефан Веен из Цюрихского университета, наиболее чувствительна к возрасту производительность в секторах, где заняты синие воротнички (например, в строительстве), в банковском секторе она от возраста сотрудников никак не зависит, а у юристов, ученых, менеджеров и врачей, напротив, с возрастом только увеличивается. Поэтому влияние старения рабочей силы на экономику зависит еще и от структуры самой экономики. Чем выше доля физического труда, тем сложнее бороться с влиянием старения, подчеркивает Джеймс Померой из HSBC.

Читайте также:  Фондовые рынки США и России

Смягчить влияние старения населения на экономику можно мерами госполитики, перечисляет Morgan Stanley, – увеличить долю госрасходов на исследования и разработки, стимулировать переобучение, ускорить внедрение технологических инноваций. Помогает повышение открытости экономики: растет конкуренция, более интенсивным становится обмен лучшими практиками и технологиями.

В России за последние 50 лет численность занятого населения возросла на 20%, в следующие 50 лет – снизится на 29%, посчитали в McKinsey (исходя из максимальной экономической активности и минимальной безработицы). Если производительность труда не увеличится, то среднегодовой прирост экономики упадет на 60%, с 1,6 до 0,6%. Замедлить сокращение общей занятости можно, стимулируя занятость молодежи и пожилых, а также проводя качественную миграционную политику. Повысить производительность труда – поддержкой переобучения работников, перемещения рабочей силы из низкопроизводительных секторов в высокопроизводительные, географической и отраслевой мобильности, советует McKinsey. По расчетам Всемирного банка, старение населения затормозит потенциал роста экономики России на ближайшие 15 лет до 1,3%. Политика повышения занятости молодых и пожилых когорт способна увеличить этот потенциал в 1,5 раза до 1,9%. Она предполагает комплексные меры в сфере здравоохранения (акцент на превентивную медицину), образования (включая досуг дошкольников для роста занятости молодых матерей), трудовой и социальной сферах (сокращение гендерных разрывов в оплате труда, замена длинных декретных отпусков краткими, но хорошо оплачиваемыми), а также стимулирование предприятий к внедрению политики занятости пожилых (гибкий график, учет физических возможностей). Подобные реформы влияют на долгосрочный рост ВВП, по расчетам Всемирного банка, сильнее, чем рост цены нефти до $120/барр.

Старение населения в России и его последствия

Проблема старения населения в России

Е. Гонтмахер 1
(Опубликовано в журнале “Мировая экономика и международные отношения”, 2012, №1, с. 22-29)

Согласно международным критериям, население считается старым, если доля в нем людей в возрасте 65 лет и более превышает 7%. В начале 2010 г., по данным Росстата (рис. 1), почти каждый восьмой россиянин, то есть 12,9% жителей страны, находился в возрасте 65 лет и более 2 . Процесс демографического старения населения в гораздо большей степени характерен для женщин. В структуре населения вышеуказанных возрастов женщины составляют более двух третей (68,7%) 3 .

Рисунок 1. Возрастно-половая структура населения РФ.

В перспективе масштабы старения населения России приобретут еще больший характер. Так, согласно официальному демографическому прогнозу в 2030 г. доля населения в возрасте 65 лет и более возрастет до 18% (по наиболее оптимистическому варианту роста общей численности жителей России) и до 19,4% (при пессимистическом варианте) 4 .

Такая тенденция связана с несколькими общемировыми факторами, которые характерны (в той или иной степени) и для России:

  • снижение уровня рождаемости до величин, недостаточных для обеспечения положительного естественного прироста населения 5 ;
  • улучшение у значительной части населения условий жизни, что увеличивает среднюю продолжительность ожидаемой жизни 6 ;
  • успехи медицины, которая использует все более совершенные лекарства и процедуры;
  • выдвижение на первый план индивидуальной ценности здорового образа жизни.

Гуманистический позитив увеличения доли в населении пожилых людей не может быть подвергнут сомнению. Это практическая реализация важнейшего права человека – права на жизнь 7 . Однако такая демографическая тенденция требует адекватного ответа от современного общества.

Можно выделить следующие основные общемировые вызовы экономике, социальным и политическим институтам в связи со старением населения, которые актуальны и для России:

  • ухудшение соотношения между численностью работающих и неработающих людей, что делает необходимым увеличение налогов;
  • рост расходов на пенсионное обеспечение, медицинское и социальное обслуживание, что требует адекватных источников дополнительного финансирования (см. предыдущий пункт);
  • изменение в пользу пожилых людей структуры электората, что делает этот слой общества мощной политической силой.

Рассмотрим более подробно каждый из этих вызовов, а также возможные ответы на них.

Как уже упоминалось выше, согласно международным критериям, пожилыми считаются люди в возрасте 65 лет и старше. Подразумевается, что эти люди уже не работают. В соответствии с этим в большинстве развитых стран установлен (или в ближайшее время будет установлен) возраст выхода на пенсию. В некоторых странах и эту планку предлагается поднять. Так, в частности, в Японии еще в 2000 г. тогдашний премьер-министр Иосиро Мори предложил увеличить пенсионный возраст до 70 лет 8 . С 2012 по 2030 г. этот показатель в Германии, как уже законодательно оформлено, будет повышен до 67 лет 9 .

В России ситуация совершенно другая. Пенсионный возраст, установленный еще в середине прошлого века, составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. При этом значительные группы работников имеют право на досрочный выход на пенсию (занятые во вредных условиях труда, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям). В результате около 33% от всего количества пенсионеров – это люди, которые выходят на пенсию досрочно на 5-10 лет 10 . Численность получателей досрочных пенсий в 2010 г. достигла 34% от общего числа пенсионеров по старости (10,5 млн. человек) и продолжает расти. Кроме того, в России в прошлом году было 3,9 млн. получателей пенсий по инвалидности и 1,7 млн. получателей пенсий по случаю потери кормильца 11 . При этом в России с 2010 г. наметился долгосрочный тренд снижения численности людей трудоспособного возраста.

Казалось бы, очевидным выходом из этой ситуации стало бы повышение пенсионного возраста, как это происходит в большинстве развитых стран. Но для этого есть серьезные препятствия.

Посмотрим на положение в соседних по отношению к пенсионной системе институтах, например, институт инвалидности. В России до 60 лет доживают 60% мужчин 12 , не менее половины из них имеют какое-то хроническое заболевание. Но достаточно иметь диабет, чтобы получить инвалидность. Поэтому при повышении пенсионного возраста при доживании до 60 лет достаточно большое количество мужчин перейдет на инвалидность – так же как и женщин, достигших 55 лет. Финансово для государства получится то же самое, что и сейчас, потому что всем им надо платить пенсию по инвалидности. Поэтому сначала придется поменять критерии получения инвалидности и, конечно, добиться реальных сдвигов в состоянии здоровья населения.

Отдельный вопрос – рынок труда для пенсионеров. Сейчас мужчины в 60 лет (женщины – в 55) уходят на небольшую пенсию, продолжая получать маленькую зарплату. В результате они более или менее выживают. Да, работу можно найти и в 65 лет, но когда в результате повышения пенсионного возраста люди будут лишены половины дохода в лице пенсии, то тогда на маленькую зарплату людям будет очень сложно прожить, они все равно обратятся в систему социальной защиты. Государству придется оказывать им помощь через программы борьбы с бедностью. Так что фискально здесь тоже никакого эффекта не добиться, пока в России не будет сформирована система непрерывного образования, пока на рынке труда человек в возрасте 60-65 лет не станет конкурентоспособным.

Читайте также:  Важно ли время для входа в рынок?

Еще две причины – чисто российские, делающие во многом бессмысленным повышение пенсионного возраста: острый дефицит мест в детских садах и столь же острая нехватка услуг по социальному обслуживанию пожилых. Значительная часть женщин, уходя на пенсию в 55 лет, ухаживает за малолетними внуками, позволяя своим дочерям выйти на работу, или делает то же самое в отношении своих престарелых родителей. Причем по мере роста числа пожилых людей и доли их в населении, при нынешней неразвитости государственного и муниципального обслуживания этой категории жителей, “молодые” 55-летние пенсионеры будут востребованы как неформальные работники данной сферы.

Какие здесь имеются возможности выхода из ситуации? Прежде всего надо отметить, что все эти возможности дадут значимый эффект в лучшем случае лишь в среднесрочной перспективе.

Первый вопрос для дискуссий здесь – роль международной миграции в улучшении соотношения числа занятых и неработоспособных членов общества. Как известно, миграционный прирост позволил существенно смягчить остроту естественной убыли населения России в 1990-2000-е годы. В 2009 г., впервые после 1994 г., численность населения увеличилась на 10,5 тыс. человек или на 0.01% 13 . При этом надо иметь в виду, что речь идет о приезжающих в Россию на постоянное место жительства, из которых только часть – люди трудоспособного возраста. На самом деле российский рынок труда во многом поддерживается притоком временных трудовых мигрантов, точное количество которых неизвестно, но, по оценкам, варьирует от 5 до 8 млн. человек. Эти люди занимают, как правило, неконкурентные для российских граждан низкооплачиваемые рабочие места в жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле, строительстве, домашнем хозяйстве, целом ряде других отраслей.

С нашей точки зрения, тенденция повышения привлекательности России для мигрантов должна стимулироваться разумной государственной политикой (рис. 2). Попытаемся сформулировать ее основные принципы:

  • временные трудовые мигранты России нужны. При этом должны неукоснительно соблюдаться приоритетные права российских граждан на занятие рабочего места;
  • чем выше квалификация трудового мигранта, тем больше преимуществ с точки зрения оформления права на работу при въезде в Россию он имеет;
  • поток этих мигрантов должен быть регулируемым и в максимально возможной степени легализованным;
  • должны быть сформированы институты (как в странах выезда, так и в России) адаптации трудовых мигрантов к культурным традициям российского общества;
  • часть этого миграционного потока может быть натурализована через получение вида на жительство, а потом и гражданства России.

Рисунок 2. Прирост (убыль) численности населения РФ в 1993-2009 гг.

Однако необходимо иметь в виду два объективных ограничения для привлечения мигрантов в Россию:

  • международная конкуренция за трудовых мигрантов, которая Россией проигрывается. Фактом является, к примеру, постепенный разворот миграционных потоков из Украины и Молдовы с востока (Россия) на запад (в Западную Европу и Северную Америку), где имеются лучшие условия труда и его оплаты, а также перспективы получения тамошнего гражданства. Трудовая миграция в Россию из стран Центральной Азии (особенно из Таджикистана и Кыргызстана) уже вышла на максимум. При этом появляются потенциальные конкуренты в привлечении этих мигрантов в лице Казахстана, некоторых стран Южной Азии и Персидского Залива;
  • неготовность российского общества принимать как на постоянное место жительства, так и на временную работу даже нынешнюю массу мигрантов. Очевидно широкое распространение ксенофобских и антимигрантских настроений, преодоление которых в обозримой перспективе вряд ли возможно.

В этой связи, если смотреть реалистично, то трудно ожидать мощного вливания мигрантов в российское общество и российскую экономику. Означает ли это, что старение населения России неотвратимо создаст системные проблемы на рынке труда?

Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть второе важное обстоятельство – структуру экономики России и уровень производительности труда. Если не хватает работающих людей, то можно ли это компенсировать их более продуктивной занятостью?

Обобщающий по всей экономике показатель производительности труда – производство валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения. Согласно данным Росстата (2008 г.), международное сопоставление этого параметра показывает значительное отставание России от наиболее развитых стран (табл.).

Таблица. ВВП стран “восьмерки” по паритету покупательной способности

ВВП на душу населения, долл.

ВВП на душу населения, индекс физического объема (США = 100)

Почему население России быстро стареет: демографические проблемы страны. Почему увеличивается доля пенсионеров?

Нет всякого сомнения в том, что российское общество переживает структурный кризис чудовищных масштабов. Он охватывает все сферы жизни: экономика, культура, политика… Демография не выбивается из этого стройного ряда. Есть существенные причины, почему население России быстро стареет. Они достойны подробного рассмотрения.

Демографические проблемы России

Список их довольно обширен и включает в себя:

  1. Низкая, по сравнению с развитыми странами, продолжительность жизни. В первую очередь это касается мужчин. С Японией по данному показателю разрыв составляет почти 20 (!) лет. Виной тому низкое качество отечественного здравоохранения, высокий уровень потребления вредных субстанций и зашкаливающий градус агрессии в обществе;
  2. Низкая рождаемость. В XX веке наш народ пережил целую серию катастроф, которых хватило бы на тысячелетия любой другой нации. Кровопролитная война, сталинские репрессии, экономическая разруха. Каждый из катаклизмов имеет собственный эффект («эхо»), который представляет собой мину замедленного действия;
  3. Аборты. По их частоте мы занимаем одно из первых мест в мире. Отсутствие сексуального воспитания в школе дает о себе знать;
  4. Младенческая смертность. Причина – все то же низкое качество медицины;
  5. Миграция. Тут важны не количественные показатели, а качественные. Из страны мигрируют наиболее квалифицированные специалисты. На их место приходят уроженцы Средней Азии, занимающиеся низкооплачиваемой работой;
  6. Геронтизация, или стремительное старение народа. Поговорим об этом подробнее в следующих разделах.

Последствия от увеличения доли пенсионеров

Повышение среднего возраста является распространенной проблемой в современном мире. Оно приводит к серьезным экономико-социальным эффектам:

  • Пенсионеры имеют гораздо большие накопления, нежели молодые. Но на потребительские товары они тратят намного меньше. Снижение покупательной активности неизбежно приводит к замедлению роста ВВП;
  • Изменение структуры государственных расходов. Постепенно будут увеличиваться траты на здравоохранение. Чтобы обеспечивать доступную медицину, придется повышать налоги – что также неблагополучно скажется на хозяйстве;
  • Пенсионный кризис. Изобретенный Отто фон Бисмарком институт пособий для пожилых людей ныне изживает себя. В скором будущем на одного работающего человека будет приходиться один иждивенец. Проблемы в этой сфере очевидны уже сегодня: дефицит пенсионного фонда РФ в 2020 году приблизился к опасной отметке в 200 миллиардов рублей.

Решение экономико-социальных проблем геронтизации

Справиться с демографическим вызовом можно такими способами:

  1. Интенсификация технологического развития. Повышение производительности экономики и применение роботизированных механизмов приведет к сужению сферы использования физического труда. Сидеть за компьютером можно как в 20 лет, так и в 70;
  2. Повышение пенсионного возраста. Одно из наиболее желанных решений для государственной власти. Бюджет тем самым освобождается от значительного бремени, ускоряется экономический рост. В России применение его чревато социальными катаклизмами, поскольку до 30% мужчин так никогда и не увидят своих накоплений;
  3. Стимулирование женщин к участию в хозяйственной жизни страны. План экономического оздоровления японского премьера Синдзо Абэ включал этот пункт в качестве одного из основных.
Читайте также:  Пенсионные фонды РФ

Ввиду трудности реализации предыдущего решения государство может пойти обходным путем. Во-первых, снизить социальные обязательства и размер пособий. Это сильно ударит по незащищенным слоям общества. Во-вторых, увеличить налоговую нагрузку на бизнес, чтобы содержать многомиллионную армию иждивенцев.

Почему Россия стремительно стареет?

Постепенное старение населения – характерная черта для наиболее развитых стран мира. Причины такого положения следующие:

  1. Снижение рождаемости. Обеспеченные мужчины и женщины среднего класса сегодня гораздо боле сосредоточены на себе и собственной карьере. Они не хотят тратить силы, время и деньги на продолжение рода;
  2. Увеличение продолжительности жизни. Люди живут дольше, а значит в обществе остается все больше людей старших возрастных групп. Тем самым средний возраст по популяции заметно увеличивается.

Согласно отчету демографа Сергея Васина, сроки дожития у женщин не изменились с середины XX века. А у мужчин этот показатель даже немного просел.

Таким образом, старение населения население протекает несколько медленнее, чем за рубежом. Но это не должно быть поводом для гордости: просто люди умирают быстрее, чем успевают как следует постареть. Такая ситуация катастрофическим образом сказывается на численности.

Пути к омоложению страны

Нами были рассмотрены пути минимизации последствий старения населения. Но возможно ли решить проблему в корне – омолодить население?

Демографы отвечают, что да:

  • Стимулирование иммиграции рабочей силы репродуктивного возраста из стран зарубежья. Это решение долгое время было едва ли не панацеей в Европе. Но после усиления межнациональной напряженности (особенно в Германии и Франции) и серии терактов, консенсус на эту тему стал рушиться;
  • Разумная демографическая политика государства. Власти должны всеми силами помогать молодым семьям по ключевым вопросам: недвижимость, доступность детских садов, отпуска по беременности и родам. Наибольшего успеха в этой области удалось добиться Франции;
  • Воспитательное и пропагандистское воздействие на молодое поколение: повышение авторитета семьи и деторождения;
  • Рационализация социальной политики в целом. Необходимо смягчить негативные последствия сокращения рождаемости и геронтизации.

Американский демограф Фрэнк Ноустейн писал, что рост доли пожилых беспокоит лишь закоренелых пессимистов. На самом деле это величайшее достижение человеческой цивилизации за всю ее историю. Тогда становится не такой страшной проблема, люди начинают меньше задумываться, почему население России быстро стареет. Экономические проблемы, которые сопутствуют этой ситуации, вполне разрешимы.

Видео: проблемы старения и их решение

В данном ролике эксперт Михаил Ковалев расскажет, почему средний возраст населения России сильно повысился за последние годы, что способствует этому:


60.Старение населения в рф: своеобразие, последствия и прогнозирование.

В России наблюдается демографическое старение населения – увеличение доли пожилых и старых людей в общей численности населения. Это результат длительных демографических изменений, сдвигов в характере воспроизводства населения, рождаемости, смертности, их соотношения, а также частично миграции. Процесс старения населения также порождает ряд экономических, социально-гигиенических и морально-этических последствий. Старение населения увеличивает «нагрузку» на трудоспособное население. Проблемы старения населения: 1. проблема рабочей силы, а также рост демографической и экономической нагрузок, что приводит к дополнительном трудностям в пенсионном обеспечении и увеличению пенсионного возраста, 2. необходимость учета уровня и характера потребностей, 3. проблемы со здоровьем, что приводит к расходу дополнительных средств на социальную помощь, 4. проблема одиночества, отчужденности от более молодых поколений. Старение населения влияет на все стороны жизни общества. При формировании и реализации социальной политики учитываются региональные особенности воспроизводства населения и процесса старения. Одно из последствий старения населения – рост пенсионных затрат. В ближайшие десятилетия в России, как и в большинстве промышленно развитых стран, меньшему числу работников придется содержать больше пенсионеров. Одной из наиболее характерных черт глобального старения населения планеты является выраженный рост людей 75 лет и старше в популяции пожилых людей. Группа “престарелых” создает дополнительные трудности для служб здравоохранения и социального обеспечения. По данным ООН, прогнозируется динамика роста популяции престарелых 80 лет и старше. Другим важным проявлением глобального процесса старения населения планеты, по мнению специалистов, является рост числа женщин в популяции пожилых и старых людей по мере старения населения Отмечается, что женщины более чем мужчины доживают до старческого возраста. Это важно учитывать, так как женщины чаще пользуются всеми видами медицинских услуг, включая помощь на дому. Другой важный аспект роста численности пожилых и старых женщин в популяции лиц старше 65 лет – увеличение количества вдов. Постарение женского населения, находящегося в трудоспособном возрасте, означает и постарение населения репродуктивного возраста. Увеличение в общей численности старших возрастов приводит к снижению численности активно рождающего контингента, а следовательно и числа рождений.В Центре демографии и экологии человека прогнозируется три основных сценария старения населения страны – “быстрое старение”, “вероятное старение” и “медленное старение”. По мнению специалистов, дальнейшее постарение населения России неизбежно. По данным Центра, к 2055 г. численность пенсионеров России составит около 55% от всего населения. Т.о., последние 30 лет исследователи отмечают признаки глобального постарения населения планеты, характерные для всех континентов и стран, включая Россию. Демографическое старение в нашей стране характеризуется следующими показаниями: 1. сложилась значительная гендерная асимметрия (женщин больше мужчин); 2. старение населения происходит на фоне сокращения продолжительности жизни населения; 3. складывается более ранняя «десоциализация» населения; 4. соотношение долей населения «третьего» и «четвертого» возрастов неблагоприятно; 5. отсутствует система социальных институтов, способствующих эффективной самореализации и включенности в социально-экономические процессы. В экономической сфере старение населения отражается на экономическом росте, накоплениях, занятости, пенсионном обеспечении, налоговой политике. В социальной сфере старение населения сказывается на составе семьи и условиях жизни, потребностях в медицинской и социальной помощи. В политической сфере старение населения может влиять на результаты выборов и систему политического представительства. В условиях, когда большинство пенсионеров оказываются за чертой бедности, их социальная поддержка представляет собой один из резервов улучшения их положения. Нарастающее постарение населения ставит перед обществом серьезные социально-экономические, социально-психологические, медико-социальные и этические проблемы. Среди них — проблемы рабочей силы, увеличения экономической нагрузки на общество, необходимость учета изменений уровня и характера потребления, проблемы здоровья пожилых, необходимость выделения дополнительных средств на медико-социальную помощь пожилым и многое другое. Старение населения увеличивает демографическую нагрузку на систему медико-социального обслуживания престарелых и т.д. Постоянный прирост пожилых людей, их медицинские, социальные проблемы, необходимость расширения домов-интернатов требуют все больших затрат. Исходя из вышесказанного трудно переоценить актуальность проблемы старения населения не только в России, но и на планете в целом.

Оцените статью
Добавить комментарий